Люди


03.04.2010

Недосягаемый авторитет

15 марта исполнилось 100 лет со дня рождения Виктора Алексеевича Попова. Во многом благодаря его усилиям уникальный раифский лес стал заповедным. Он заложил основные системы особо охраняемых природных территорий в Татарстане. Переоценить его заслуги в организации охраны природы нашей республики невозможно.

Виктор Алексеевич Попов. Фото 1972 г.

В детстве я зачитывался книгами о природе. Со временем в нашей библиотеке не осталось книг о животных, которые не прошли через мои руки. Не помню теперь, как попала ко мне эта книга в потрепанном сероватом переплете, ставшая настоящим окном в природу родного края. Книга называлась «Животный мир Татарии». В ней были описаны звери, птицы и рыбы, те самые, что жили в нашей речке Тойме, в Каиме, в наших лугах и лесу. Книга была написана В.А.Поповым и А.В. Лукиным. Я не знал, кто эти люди, но они стали для меня, еще школьника, недосягаемыми авторитетами, знавшими все о животном мире.

Поступив на кафедру охраны природы биофака Казанского университета, я был приятно удивлен, узнав, что заведует кафедрой Виктор Алексеевич Попов. Много нового, интересного и полезного в будущем получили мы, студенты, от любимого профессора. Все годы учебы был он очень демократичным, но требовательным учителем. Преподавательская работа всегда была связана у него самым тесным образом с наукой.

Изучение природы Волжско-Камского края стало делом всей жизни Виктора Алексеевича. Многочисленные экспедиции по республике и сопредельным областям дали огромный материал, результатом обработки которого стали десятки книг, написанных совместно с дружным коллективом единомышленников, собранных Поповым.

Во время экспедиций постоянно наблюдалось усиление влияния человека на природу. Много сил вложил Виктор Алексеевич в создание нашего заповедника. Раифа с 1947 года стала объектом изучения возглавляемой им лаборатории зоологии Казанского филиала Академии наук СССР. Также многие годы работал Сараловский стационар, где велись наблюдения еще до затопления лугов в устье Камы водами Куйбышевского водохранилища. Виктор Алексеевич предложил, при организации заповедника в Раифском лесу создавать второй, сараловский, участок, где велись бы наблюдения за влиянием вновь созданного водохранилища на прибрежные экосистемы. Таким образом, наш заповедник стал состоять из двух участков — Раифского и Сараловского, и получил название Волжско-Камский.

В середине прошлого века в природе Татарии произошли очень большие изменения. Начало этим изменениям положило открытие «Большой нефти» на юго-востоке республики. В то время нефтяники не обращали никакого внимания на сохранение природы. Стране нужна была нефть. Мое детство неразрывно связано с десятками вечногорящих факелов, нефтяными разливами, высохшими от потоков соленых вод лесами. По Каме плыли куски нефти. Даже купаться было неприятно. Смельчаки долго не могли отодрать накрепко прилипший мазут от тела. На берегах постоянно встречалась дохлая рыба. Луга вдоль любимой речки Тоймы нефтяники в течение двух лет при бурении скважин преобразили до неузнаваемости. Большой Бор, прославленный на всю Россию И.И.Шишкиным, пересекли широченные просеки, прорубленные для транспортировки буровых вышек.

Облик Татарии менялся на глазах. Преобразились старые и выросли новые города, строились огромные нефтехимические заводы, новые железные и автомобильные дороги, трубопроводы. Требовалось много электроэнергии. Мощным электростанциям нужны большие водохранилища, воды которых поглотили бесценные поймы в устье Камы, затоплены оказались луга вдоль Зая. Почти 150 лет прошло с тех пор, как С.Т.Аксанов писал в книге «Записки об ужении рыбы», что, проезжая из Бугульмы в Казань, осматривал берега р.Малый Зай, где в большом изобилии водились огромные красули. Красулей в те времена называли каспийского лосося. В шестидесятые годы нефти в Зае было больше, чем рыбы...

В.А. Попов одним из первых осознал, что без срочных мер по спасению природы обойтись уже невозможно.

В экспедиции. Фото 1956 г.

Он впервые поднял вопрос о создании памятников природы. Гора Чатыр-Тау, Чиршилинская колония сурков, пихтарники Кызыл-Тау были взяты под охрану государства и положили начало целой системе особо охраняемых природных территорий, существующих сейчас в Татарстане. Виктор Алексеевич понимал, что без специалистов невозможно будет осуществлять на практике идеи охраны природы. Благодаря его усилиям в Казанском университете в 1969 году открылась первая в Советском Союзе кафедра охраны природы.

Много сделал Виктор Алексеевич для развития экологического просвещения. Телевизионный клуб «Человек и природа» и одноименная рубрика в газете «Вечерняя Казань» были очень популярны во всей Татарии. Во время экспедиций его часто узнавали. По инициативе Виктора Алексеевича был введен в весенний период на время нереста запрет на эксплуатацию моторных лодок. Много, очень много сделал Виктор Алексеевич для того, чтобы слова Е.Евтушенко — «Все меньше окружающей природы — все больше окружающей среды» — остались только на бумаге, а в жизни для последующих поколений живая природа сохранилась на века. Многое, о чем он мечтал, сбылось уже после его ухода.

Сейчас есть Министерство экологии, есть Красная книга Татарстана, специалистов по охране природы готовит уже целый факультет. Автоматические станции контроля за качеством воздуха стали реальностью. Из космоса, со спутников, ведется контроль за экологическим состоянием территории.

Очень хотел Виктор Алексеевич, чтобы казанский зоопарк был переведен за город, где-нибудь в районе озера Лебяжье горожане могли бы наблюдать животных в природных условиях, но это, похоже, случится, судя по всему, еще нескоро.

Всего на территории ВКГПЗ охраняется:
сосудистых растений –
850 видов,
мхов – 170,
водорослей – 150, лишайников – 120, грибов-макромицетов – 750, млекопитающих – 56,
птиц – 200, пресмыкающихся – 6, земноводных – 10, рыб – 30; несколько тысяч видов беспозвоночных. Из них в Красную книгу РФ занесены: растений – 3 вида, грибов – 9, животных – 11; в Красную книгу РТ:
растений – 156, грибов – 27,
животных – 128.
 
Евгений Прохоров,
начальник отдела экологического просвещения
Волжско-Камского заповедника