Люди


30.06.2010

Игумения Апфия

В этом году - 105 лет со дня кончины настоятельницы Свияжского Иоанно– Предтеченского монастыря игумении Апфии... О жизни и последних днях настоятельницы рассказывает историк А.М. Елдашев, преподаватель Казанской духовной семинарии.

Почившая, не отличавшаяся крепким здоровьем, с июля почувствовала особое недомогание и, вполне сознавая серьезность своего положения, стала постепенно готовиться к смерти. Она, с благословения Владыки Димитрия, сама приготовила себе место погребения под папертью строящегося тогда нового монастырского Богородичного собора, лично наблюдала за устройством склепа, за месяц до смерти приготовила себе гроб и сделала все необходимые, до мельчайших подробностей, распоряжения о своем погребении.

В это же время, как любящая и заботливая мать, она не переставала беседовать со сестрами, давая им свои, умудренные иноческим опытом, прощальные наставления. В конце августа матушка в последний раз приезжала в Казань, приняла благословение архиепископа Димитрия, заранее прося заупокойных архипастырских молитв о своей душе, побывала на монастырском подворье, где также сделала необходимые распоряжения о своем поминовении, простилась с проживающими здесь сестрами и, наконец, посетила несколько наиболее близких к ней духовных и светских семейств, для всех и каждого найдя мудрое и ласковое прощальное слово.

Возвратившись в Свияжск, она уже выходила только в храм, причем имела утешение присутствовать на пострижении в мантию монахини Павлы, после ее упокоения единогласно избранной сестрами настоятельницей святой обители.

18 сентября, по благословению Владыки, матушка исполнила свое давнишнее желание: о. настоятель Свияжского Успенского монастыря, архимандрит Аркадий постриг ее в схиму, с наречением имени Анна, и с той поры, ослабевшая совершенно физически, но укрепленная духовно восприятием великого ангельского образа, матушка уже не покидала одра болезни.

Протяжные удары большого монастырского колокола оповестили жителей Свияжска о кончине 28 сентября в пять часов вечера матушки, пользовавшейся всеобщим глубоким уважением. Не было в городе ни одного человека, кто бы ни счел своим долгом поклониться почившей и помолиться о ней за панихидой.

Архиепископ Димитрий,1  получивший телеграфное извещение о кончине схиигумении Анны, изъявил личное желание участвовать в ее погребении.

29 сентября после обеда он отправился в Свияжск. Его сопровождали: бывший настоятель Сергиевской церкви Свияжского женского монастыря, протоиерей П.И. Паленин, священник Пятницкой церкви гор. Казани Н.А. Воронцов, о. протодиакон Н.С. Аксенов, иподиаконы М.А. Моллюхин и А.Ф. Александров и многие из Казанских городских почитателей почившей настоятельницы.

К семнадцати часам владыка со свитой на пароходе В.Ф. Каменева «Василий» прибыл к гор. Свияжску при колокольном звоне в Макарьевской пустыни и Свияжских монастырях и церквах. Встреченный на пристани настоятелем успенского монастыря, архимандритом Аркадием, благочинным Свияжских церквей и настоятелем Рождество-Богородицкого собора, священником Ф.И. Романовским, городскими гражданскими властями, старшими сестрами Свияжского женского монастыря и городскими жителями, Владыка отбыл в Успенский женский монастырь. В соборном монастырском храме, в сослужении местной братии, он совершил всенощное бдение. Священника Н.А. Воронцова он благословил немедленно отправиться в Иоанно-Предтеченский монастырь и совершить там у тела усопшей игумении заупокойное всенощное бдение.

Свияжский Иоанно-предтеченский монастырь. Имено при игумении Апфии началось строительство собора «Всех скорбящих радость», который теперь является одним из памятных храмовых комплексов  на территории острова

В XIX веке, особенно в его второй половине, для многих русских монастырей начинается эпоха расцвета. Буквально из нищеты и забвения возрождаются и становятся духовными центрами такие жемчужины христианской духовности и культуры, как Валаам, Оптина Пустынь, Дивеево. Высокая духовная жизнь монашествующих привлекает в обители множество богомольцев и благотворителей, энергичные и талантливые настоятели делают монастыри «раем насажденным». Этот монашеский «ренессанс» явился органической частью общего культурного подъема, который переживала вся Россия.

XIX век – эпоха расцвета и для Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря. Он стал многолюдным и добротно отстроился, в основном на средства частных благотворителей. В те годы монастырем управляли опытные игумении. Во многом именно их духовной и житейской мудрости обитель была обязана своим цветущим состоянием....

...Своего апогея строительство в обители достигло при игумении Апфии. Внутри монастырской ограды вырос целый городок келейных корпусов и хозяйственных помещений. Но главным делом матери Апфии стало возведение большого собора, нужда в котором назрела уже давно, так как Троицкая и Сергиевская церкви не вмещали всех насельниц....

...Игумения Апфия, в миру Анна Константиновна Юмина родилась в 1846 году в селе Юськах Сарапульского уезда Вятской губернии. Отец ее Константин Андреевич был скромным сельским священником. Мать Мария Ивановна не долго разделяла нелегкую долю своего мужа. В 1854 году о. Константин скончался, оставив без всяких средств к существованию матушку Марию с малолетними детьми, из которых дочери Анне было только восемь лет.

Жизнь матери во вдовстве до глубокой старости (скончалась в 1892 г.) и сестер в сиротстве было нелегким подвигом и испытанием. Сирота Анюта добровольно избрала иноческий подвиг. Выучившись в доме родителей читать и писать, с самого детства она лелеяла мысль поступить в монастырь, где можно свободнее молиться и духовно развиваться. Но любящая мать не соглашалась отпустить от себя малолетнюю дочь и держала ее при себе, не препятствуя, однако, развиваться в ней наклонностям к иноческой жизни. Только, когда Анне исполнился 21 год и мать заметила, что у дочери вполне сложились убеждения, благословила ее сходить в Киев и другие святые места помолиться. Шел 1868-й год.

Во время паломничества по святым местам у Анны утвердилось окончательное решение поступить в монастырь, но она еще не вполне определила в какой. На обратном пути домой она вместе со спутницами зашла в Макарьевскую пустынь, напоминавшую собой Святой Афон. Здесь она встретилась с начавшим еще в 1862 году свой иноческий подвиг Николаем Васильевичем Хрисогоновым, в иночестве Нилом, строгим подвижником и разумным советником. Ему Анна поведала свое искреннее желание поступить в обитель и просила указать ее. Отец Нил указал на ближайший Свияжский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, в который она и поступила в 1868 году и оставалась до своей кончины...

...Двадцать два года Анна прожила в Свияжской обители в качестве послушницы, проходя различные послушания и состоя клиросной певчей со времени поступления в обитель и по 1889 год, когда была назначена казначеей монастыря. Послужив около года казначеей, 6 октября 1890 года она, с именем Апфии,2  была пострижена настоятелем Свияжского Успенского мужского монастыря архимандритом Вениамином.3  Через четыре года, в 1893 г., она была избрана настоятельницей Иоанно-Предтеченского женского монастыря, а 1 мая 1894 года возведена в сан игумении.

Игумения Апфия была выдающейся настоятельницей старинной обители, процветанию которой она посвятила все свои способности и мысли. Настоятельство ее в монастыре можно назвать самым трудным временем для нее самой, но счастливым для обители.

Она проявила себя как незаурядная строительница. Ею были реконструированы двухэтажные настоятельский и общежительный корпуса. В 1890 году усердием баронессы А.Н. Жомини было выстроено двухэтажное каменное здание для трапезной...

Однако с увеличением числа сестер все более и более чувствовалась нужда в «Доме Божием», где бы монашествующие и миряне могли едиными устами и единым сердцем славить Бога. Два тесных монастырских храма в великие праздники, особенно при стечении богомольцев, могли вместить далеко не всех желающих. Поэтому все, начиная с матушки-игумении и заканчивая младшей послушницей-белицей, мечтали о просторном храме. Недостаток материальных средств и неотложные нужды монастыря заставляли год за годом откладывать трудное дело. Приступать к великому делу без определенных и достаточных средств было опасно.

Надеясь на помощь Божию, преподобного Сергия, древний чудотворный образ которого находился в обители, и на добрых людей, решается она на трудное и святое предприятие. Имея в распоряжении совсем незначительную сумму, она в 1897 году испросила у архиепископа Владимира4  благословение на постройку нового трехпрестольного каменного храма в честь Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Быстро началась заготовка материала и предварительные работы при самом живейшем участии игуменьи-строительницы. 17 мая 1898 года храм был заложен, а через три года вчерне был уже готов...

...Но неисповедимы пути Промысла Божия… Основательнице и строительнице храма, который, можно сказать, был целью ее жизни, не суждено было помолиться в нем вместе со своими сестрами и благотворителями. Но воздвигнутый храм явился памятником над его строительницей, погребенной в склепе под ним...

...Прощание с усопшей сопровождалось пением трогательных стихир и слезами всех сестер святой обители. Печальный перебор колоколов и тихое пение ирмосов «Помощник и Покровитель» сопровождало игумению в ее последнем шествии по двору обители. Крытым ходом печальная процессия спустилась под паперть нового соборного Богородичного храма, где земля приняла в себя простой, без всяких украшений, гроб почившей.

После поминальной трапезы, при торжественном колокольном трезвоне владыка отбыл от пристани по Волге в Казань.


 1 Архиепископ Димитрий
 2 Апфия
 3 Архимандрит Вениамин
 4 Архиепископ Владимир