Люди


14.03.2003

Тайна монаха Филарета.

Иеромонах Филарет. Скульптор В.Винниченко.Филарет после смерти родителей, по различным версиям то ли купцов, то ли небогатых бояр, раздал бедным полученное наследство и в 1596 году в московском кремлёвском Чудовом монастыре постригся в монахи и там же принял сан. В Чудовом монастыре в это же время жил старый монах, «СЫН боярский» Замятня-Отрепьев. Старик оплакивал рано умерших сыновей. И одна лишь была у него радость — от сына Богдана, стрелецкого сотника, убитого в Немецкой слободе, остался внук Юрий, живший с матерью в Москве. Сметливый, дерзкий и жадный до грамоты малец большинство времени проводил в дедовом монастыре, где позже принял постриг с именем Григорий. Юный монах быстро стал известен самому Иову — первому российскому патриарху. Тот приблизил к себе Григория и всюду, даже на царские приёмы, водил его с собой. Уже дьякон, Григорий шутил в монастыре, что ему по нраву царская жизнь и скоро он станет русским царём. Прослышавший это царь Борис приказывает дьяку Смирному схватить наглеца, но дьяк «забывает» выполнить приказ, за что кончает жизнь под пытками. А в это время Отрепьев практически беспрепятственно убегает в Польшу. Оттуда начинается его фантастическое, будто кем-то хорошо отрежиссированное шествие к российскому престолу. Почти четыре века историки спорят о Лжедмитрии 1, этом совершенно новом, непонятном для тогдашней России своей просвещённостью, государственной зрелостью юноше, объявившем себя уцелевшим сыном царя Ивана Грозного. Версий много. Юный царь мог быть и истинным Дмитрием, вовремя подмененным другим ребёнком. Существует версия о Папе римском и иезуитах, воспитавших ложного Дмитрия для воцарения в России католика. Сегодня тайна царевича Дмитрия скорее сродни захватывающему историческому детективу. Но в начале семнадцатого века за ней стояли не просто судьбы отдельных людей, а судьба всей России. Дорого, очень дорого стоила тогда эта тайна.

Внутренний двор Чудова монастыря. Церковь Чуда архистратига Михаила. В 1929 году Чудов монастырь, так же как и примыкавший к нему Малый Николаевский дворец и находившийся рядом Вознесенский монастырь, был разрушен, и на этом месте было построено здание Школы красных командиров, в котором в дальнейшем размещался Президиум Верховного Совета СССР.Внезапная смерть царя Бориса, зверская расправа над его сыном царём Федором и семьей положили начало смутному времени. Год правления Дмитрия закончился следующей чередой кровавых убийств. Царём крикнули боярина Василия Шуйского, старого интригана. В это время, собрав армию казаков и беглых крестьян, на окраине Москвы в Тушино стоит лагерем и строит свою столицу Лжедмитрий II — «тушинский вор». Московская знать бегает туда-обратно от Шуйского в Тушино, выпрашивает подачки и привилегии. Потерявшего реальную власть Шуйского боярская верхушка отстраняет от престола и насильно постригает в монахи. Начинается «Семибоярщина» — правление семи старых российских боярских родов. Среди них — Романовы. Боярская Дума посылает делегацию, в которой был боярин Федор Романов, к занявшему Смоленск польскому королю Сигизмунду с просьбой отпустить его сына царевича Владислава на российский трон. Сигизмунд соглашается, но сына не отпускает в страну, где предавать и убивать своих государей — дело обычное. Дума всё равно заставляет москвичей присягнуть Владиславу и тайно ночью впускает польское войско в Москву. Лишённая власти Россия уже долго стонет в пламени бандитских грабежей, польских и шведских нашествий, походов бесчисленных самозванцев. Немногие города, в их числе Казань, хранят веру царю и отечеству.

В этой вакханалии жестокости, предательств, вероотступничества реальную власть в стране имел лишь Святейший Патриарх Гермоген. «Теперь мы безгосударны и Патриарх у нас человек начальный», — писали о нём российские послы.

В юности Гермоген был клириком казанского Спасо-Преображенского монастыря, потом священником церкви Николая Гостинного. Именно он первым принял в руки новоявленную икону Казанской Божией Матери. Став архимандритом Спасо-Преображенского монастыря, а 13 мая 1589 года — первым митрополитом Казанским и Астраханским, Гермоген не побоялся вопреки мнению избранного взамен Иова патриарха Игнатия потребовать перед свадьбой Лжедмитрия принятия православия Мариной Мнишек. За такую смелость Гермоген был изгнан из Москвы, лишён сана и направлен простым монахом в один из казанских монастырей. Искавший опоры для своей власти Шуйский вновь призвал старца в Москву, где семидесятипятилетний Гермоген в июне 1606 года венчает на царство царя Василия. Через месяц избранный Патриархом Всея Руси Гермоген возглавил движение за восстановление российской государственности и незыблемость православных традиций. При появлении около Москвы второго Лжедмитрия Гермоген разослал по российским городам грамоты с описанием положения в Москве и с призывом бороться с врагами России. Ляхи боялись трогать Гермогена. Но в дни организации ополчения Минина и Пожарского, когда патриарх через Ляпунова вновь разослал по Руси воззвание к объединению для борьбы с поляками, он был схвачен, заточен в подземелье Чудова монастыря. До приближавшегося к Москве русского ополчения доходили слова благословения от умиравшего голодной смертью Гермогена. 12 января 1612 года Святейший почил смертью мученика. 21 февраля 1613 года на царство был избран Михаил Романов.

Всё Смутное время Филарет прожил в Чудовом монастыре рядом с патриаршими и царскими резиденциями. В Москве иеромонах Филарет был широко известен. Однако где-то около 1613 года Филарет появился в Казани.

«Долго бродил старец в окрестностях Казани в поисках укромного места для молитв, и наконец нашёл его на берегу светлого лесного озера. Ничто, кроме пения птиц, не нарушало тут покоя пустынника», — читаем в поздних жизнеописаниях Филарета. Вокруг пустынника быстро организовалось братство. Около тридцати человек поселились в хижинах на берегу озера…

Марина Подольская,
журнал «Казань»
(печатается в сокращении)