Люди
В похвалу благодати Божией
Весной исполняется 75 лет со дня рождения монахине Екатерине (Гадаловой), которая несет свое послушание на Раифском подворье в храме Илии Пророка в селе Ильинское. «Во славу Божию матушка — неутомимый труженик, очень деятельная натура. Она внесла свою лепту в помощь по восстановлению храмов в округе», — так отзывается о ней наместник Раифского монастыря архимандрит Всеволод.
— Родилась я в 1929 году в Обсерватории, затем родители переехали в поселок Новое Юдино (Беляевский). Мама и папа мои были людьми верующими, поэтому молитвы, обращенные к господу, слышала с детства… Отец плотником хорошим считался, в детстве, помню, помогала ему немного. В начале войны нас, учеников пятого класса, всех до единого, отправили учиться в железнодорожное училище на электриков. Но мечтала, конечно, о другом: выучилась на швею на фабрике и стала работать в казанском ателье. Сколько себя помню, в церковь ходила. Да и подружки мои (нас пятеро было, я сейчас одна осталась, Царства им Небесного!) по воскресеньям и по большим христианским праздникам на службу спешили — в Казани на улице Баумана даже в советские времена церковь не закрывали.
После войны матушка Екатерина (а в то время просто Валентина) вышла замуж, но семейная жизнь не сложилась. Чтобы начать все заново, решила уехать подальше от Казани и родных. В 1960 году с маленькой дочкой на руках Валентина уехала на Урал, в город Серов. Вот где пригодились знания электрика — молодая женщина устроилась работать термистом нагревательных печей. Только с верой в Господа Валентина смогла перенести все трудности на новом месте — на ее хрупкие плечи легли не только женские, но и мужские заботы. Шестнадцать лет провела она на Урале. За это время нашелся достойный мужчина, который стал опорой в ее жизни и самым близким родным человеком. У них родилась дочка. Теперь Валентина посещала храм с двумя своими милыми девочками и благодарила Господа за такую милость.
Быстро пролетело время: вот уже и старшая дочь вышла замуж, а дорогой сердцу супруг оставил земную жизнь. После ухода на пенсию, в 45 лет, Валентина решается на переезд к старшей дочери в Крым. Но прожить там смогла только два года — тосковала по родине, по поволжскому краю…
— Устроилась я работать в совхоз «Майский» вскоре и квартиру в п. Осиново получила. В то время я была прихожанкой храма в п. Красная Горка. Откуда тогда у меня мысли появились помогать и приходским? Не знаю. Видно, Господь внушил. И стала я с тех пор вроде снабженца. В «Майском» выписывала продукты — директор помидорчики да огурчики бесплатно разрешал отпускать. Он и до сих пор благодетелем в округе является.
Недалеко от квартиры в Осиново, где жила Валентина, стоял запущенный храм. Больно видеть святое место поруганым. Узнала она, что храм хотят восстановить. Вот и решила она обратиться к настоятелю красногорского храма к отцу Евгению за советом…
— Чем можно помочь? – спрашиваю. — К кому обратиться? Отец Евгений посоветовал поехать к отцу Всеволоду, который только-только приступил к восстановлению Раифы… Не отказал отец Всеволод, приехал в Осиново, и освятили разрушенный храм — своды все были разобраны, небушко было видно. Когда Владыка Анастасий прислал батюшку настоятеля отца Николая, работы по строительству в гору пошли. Помогали все, и сельчане и прихожане, чем могли. А я с утра помолюсь Спасителю да Николаю Угоднику — и в путь, по предприятиям и организациям Христа ради просить: у кого — лес, у кого — арматуру. И выходило все вроде ладно, не отказывал никто. Помню, большую помощь оказал нам тогда директор Зеленодольского молкомбината — большой партией леса и бревен для перекрытия храма.
Прошло совсем немного времени, и Валентину стали часто видеть в селе Ильинское...
— Подруга тогда у меня появилась — Алевтина, певчая наша. К ней и приезжать стала в гости в Ильинку. Когда увидела я заброшенную временем и опаленную пожаром церковь местную – в сердце болью отозвалось! Ведь храм-то не чужим мне был — здесь меня матушка родная когда-то крестила… Поехали мы с Алевтиной к Владыке Анастасию рассказать о храме. Как сейчас помню, что сказал он тогда: «Раз храм такой уж хороший, беритесь, восстанавливайте. А силы Господь даст!» Благословил, значит. И вновь мы нашли поддержку среди сельчан. И не мудрено, благое ведь дело. Спаси Господи этих милосердных людей и отца Всеволода, который и здесь помогал, хотя у самого в то время нужд и забот по восстановлению Раифской обители было «хоть отбавляй». Помню, что в первый год на Пасху на праздничной трапезе в монастыре подавали манную кашу на воде.
Почему я не боялась тогда ничего, никаких трудностей — сама не знаю. Значит, Господь так решил, это не моя сила — все Господь сделал.
Через некоторое время раба Божия Валентина по благословению архиепископа Казанского и Татарстанского стала послушницей в Раифском монастыре: занималась заготовкой овощей на зиму, несла послушание в прачечной…
— Как-то раз во время елепомазания архимандрит Всеволод неожиданно для меня, спокойно и очень уверенно, произнес надо мной: «Ну, матушка Екатерина, готовься к постригу». Вот так впервые меня матушкой Екатериной и назвали, а я, вроде, и готова к этому всю жизнь была.
Сейчас матушка Екатерина — правая рука иерея Константина, настоятеля храма Илии Пророка Раифского подворья: «Она не только моя верная помощница, она мне, как матушка родная: следит даже, поел ли я, здоров ли… Да и храм в свое отсутсвие я на нее оставляю — уж чего-чего, а доверять ей хозяйство можно, все в порядке будет».
Вот уже два года, как матушка Екатерина живет на подворье и думает, что здесь нашла свое утешение.
Записала
Ольга СВЕТЛОВА.