Люди
Архимандрит Гавриил
Казань, Республика Татарстан и вся Россия только что отметили знаменательную дату — 200-летие Казанского университета, а уже грядет новое празднество: 1000-летие нашей столицы. И с обеими датами тесно связано имя человека, не очень известного ни специалистам, ни широким массам. Между тем, оно достойно быть отмеченным в числе славных представителей нашего города. Это архимандрит ГАВРИИЛ (Воскресенский Василий Николаевич). Информация о нем содержится только в архиве РТ и дореволюционном издании биографического словаря профессоров и преподавателей Императорского казанского университета...
В архиве РТ
нам удалось найти три формулярных списка (два — по ведомству Императорского казанского университета и один — по духовному ведомству), проливающие свет на жизнь и деятельность В.И. Воскресенского с момента рождения по 1850 год.
При знакомстве с архивными документами вырисовывается фигура образованного человека своего времени, сведущего не только в богословских дисциплинах, но эрудированного и в истории, и в философии, и в словесности, и в математике, владеющего и древними и западноевропейскими языками; человека, являющегося не только крупным религиозным функционером, но и активно участвующего, в других сферах жизнедеятельности нашего города, в котором он был очень известной фигурой.
В Казань Василий Николаевич прибыл по назначению св. Синода настоятелем Зилантова монастыря в августе 1829 года. С этого момента начинается его многосторонняя деятельность в нашем городе, продолжавшаяся по 1850 год.
Благодаря стараниям нового настоятеля Зилантов монастырь значительно возвысился, став из третьеразрядного второразрядным. В 1831 году архимандритом Гавриилом «устроена» на устье реки Казанки монастырская пристань, состоящая из 31 лабаза для складки купеческих товаров, приносившая значительный доход обители. За управление вверенным ему монастырем архимандрит Гавриил получал благодарности, Архипастырские признательности и ордена за отличное попечение и благоустройство вверенной ему обители. Так, в 1837 году Гавриил награждается орденом св. Анны 3 степени, а в 1839 году — тем же орденом 2 степени. Одна благодарность была объявлена архимандриту за порядок в Кафедральном соборе города, найденный государем — императором во время Высочайшего визита в 1836 году. Кстати, при посещении Казани императором Николаем Павловичем именно архимандрит Гавриил руководил высочайшим осмотром памятника взятия Казани, благоустройством которого он также занимался. Он же составил и исторические описания и его, и Зилантова монастыря.
Весь период пребывания в Казани архимандрит активнейший участник самых разнообразных дел в Казанской епархии. В один из моментов Консистория поручает ему казанский архиерейский дом. Неоднократно он командируется для обозревания провинциальных — Симбирского, Алатырского и других духовных управлений. Ему поручается осветить кладбищенский новоустроенный храм в Чистополе, провести следствие о беспорядках в Кивическом монастыре и т.д.
Педагогическая карьера
архимандрита Гавриила началась в 1833 году с преподавания в богословском классе местной семинарии. В 1835 году его пригласили законоучителем во вторую казанскую гимназию и в том же году поручили преподавание церковного права в Казанском университете. С преобразованием университета на основании нового устава в 1837 году и увольнением ряда преподавателей, как получивших только среднее образование, для архимандрита Гавриила, окончившего престижную столичную Духовную академию, открылась возможность, кроме курсов богословия и церковного права, читать логику, психологию, метафизику, этику и историю философии. Ему приходилось читать лекции по 14 часов в неделю. И когда в Казанском университете возник вопрос о замещении кафедры богословия, тогдашний попечитель округа М. Н. Мусин–Пушкин, склоняя свой выбор в сторону архимандрита Гавриила, обосновывал это в письме к министру следующим образом: «Для преподавания богословия и, в особенности, церковного законоведения- требуются условия, которые не всегда в одном лице соединены быть могут так счастливо и удовлетворительно, как удалось Казанскому университету в лице архимандрита Гавриила»...
23 октября 1841 года
состоялось определение архимандрита Гавриила на должность преподавателя богословских наук в Казанском университете. Кроме догматического и нравственного богословия, церковной истории и церковного законоведения ему поручалось также чтение логики.
Есть свидетельства, что архимандрит Гавриил не был образцовым преподавателем и на занятиях академически сухое изложение материала нередко перемежал приятельски-шутливой беседой со студентами. Но, несомненно, его эрудиция, выдающиеся способности, редкий дар слова не могли не воздействовать соответствующим образом на студенческую аудиторию.
В 1839-40-х годах архимандрит Гавриил печатает в университетской типографии свою «Историю философии» в шести частях, а в 1843 году выходит еще одна его крупная работа — «Философия правды». Обе эти работы имеются в научной библиотеке Казанского университета и еще ждут своего тщательного изучения и оценки. «Философия правды» представляет собой трактат философско-религиозно — политического звучания с очень актуальными сегодня рассуждениями о собственности, различных формах ее приращения и обмена, о формах правления, недостатках и слабостях каждой из них, в том числе демократии. Здесь же мы находим рассуждения о праве, видах отношений в «домашнем обществе»; супружеских, родительских, слуго- господских и так далее, и о многом другом.
«История философии»
Работа стала первым оригинальным трудом по истории философии, написанным отечественным автором. Архимандриту Гавриилу потребовались немалые мужество и смелость, чтобы во-первых, предъявить отечественной и мировой общественности само существование русской философии, о которой не упоминалось ни в трудах по истории философии западных ученых (Гегель), ни в единственном русском учебнике (автор О. Надежин), написанном по западным образцам. Во-вторых, показать ее отличия, притом в лучшую сторону, от философских размышлений Западных народов, исходя из характера этносов, в третьих, увязать русскую философию с христианством, а именно — с православием. Отсюда и началом русской философии по Гавриилу является Крещение Руси...
Инновационным является и толкование Гавриилом вопроса о взаимоотношении религии и философии. «Православный христианин немало не страшится философии, которая идет за ним в храм — жилище веры, единственно для того, чтобы размышлением уяснить те истины, которые открывает вера, и чтобы мышление ума соответственно проверить и освятить глаголом ума бесконечного».
Обе эти работы позволяют называть его не только видным богословом, но и в определенном смысле пионером в области отечественной истории философии и социологии. Хотя для широкой публики теоретические работы архимандрита Гавриила остались недоступными, имя его было хорошо знакомо казанскому населению. Городская беднота любила его за благотворительную деятельность. Так, во время голода в 1830 году он устроил при Зилантовом монастыре бесплатную столовую.
Архимандрита Гавриила
знали в городе и как прекрасного оратора. Много откликов возбудила, к примеру, его речь, произнесенная в 1847 году при открытии памятника Державину. Его уважали за безбоязненность, с которой он ходил по домам во время страшных холерных эпидемий 1830 и 1849 годов, напутствуя больных и утешая здоровых, а также за простоту и душевность в обращении с простыми людьми.
Прошение об оставке
В начале 1850 года архимандрит Гавриил подал прошение об увольнении его от университетской службы по болезни, которое было удовлетворено, причем увольнение последовало даже без пенсии. Св. Синод, в котором не особенно благоволили к архимандриту Гавриилу, отказался зачислить ему в срок выслуги пенсии время, проведенное «в службе духовно-учебной»...
Недолго оставался после увольнения из университета архимандрит Гавриил в Казани. Испортились его отношения и с казанским архиепископом Григорием Постниковым. В результате, по настоянию последнего, архимандрит Гавриил был перемещен в Усть-Киренский (Иркутской епархии) монастырь, где провел девять томительных лет, живя лишь мечтой о возвращении, даже если не в дорогую ему Казань, то хотя бы куда-нибудь в европейскую часть России. Однако только в 1861 году он был переведен в Юрьев-польский Архангельский монастырь (Владимирской епархии). Здесь наступает некоторое оживление в поведении Гавриила, он возвращается к своей прежней деятельности, но по-прежнему скучает по дорогому его сердцу Казанскому университету.
В 1862 году он даже хлопочет о предоставлении в нем кафедры философии, но безуспешно.
Скончался архимандрит Гавриил в мае 1868 года в муромском Спасском монастыре.