Люди


31.07.2008

Чин и почитание

О. ВЛАДИМИР (НЕЖДАНОВ), диакон, священник Спасской церкви в Солнечногорске:

— ...Можно сказать, что Архиерейский собор РПЦ как никогда (по крайней мере в новейшие времена) близко подошел к проблемам, доселе считавшимся сугубо светскими. Грань между светским и духовным надуманна, эфемерна, и собор показал, что такого разделения в природе не существует. А формулу «отделения церкви и государства» нельзя принимать как безусловную или даже принципиально верную. Проблемы общества, все, чем живет наш народ, не могут не затрагивать Русскую церковь, и эту мысль в своих выступлениях четко выразили практически все ее иерархи.

Собор выполнил и свою очистительную миссию, подтвердил, что места расколу и ереси в РПЦ нет и быть не может. Не пристало части нашего народа духовно «спотыкаться», искать себе пастырей, так или иначе противящихся единству Церкви. И неслучайно Архиерейский собор принял положение о Церковном суде. Он в соответствии с незыблемыми канонами и догматами станет рассматривать дела (касающиеся веры, христианской нравственности, пастырской службы и т.п.) на трех уровнях — епархиальном, общецерковном и собственно архиерейском-соборном.

Александр ДУГИН, философ:

— ...На этом Архиерейском соборе РПЦ взяла на себя миссию, которая ей, в сущности, предназначена по определению: формировать представления о том, что есть добро и зло, что такое хорошо и что такое плохо, как надо понимать современные или былые события и факты. Права человека — острейшая актуальная тема, и наша Церковь предложила свое очень весомое, чрезвычайно важное определение, касающееся и самого человека, и его неотъемлемых прав. Над этим документом велась работа в течение двух лет, в спорах принимали участие представители самых разных направлений, школ, взглядов, была тщательно исследована вся наша богословская традиция, чтобы безукоризненно точно сформулировать новые постулаты.

В результате получился уникальный документ — этакое философское заявление Русской православной церкви относительно важнейшей проблемы современности. И отныне, на мой взгляд, ей следует выступать по очень многим социально-политическим и мировоззренческим вопросам.

Второе важнейшее событие Архиерейского собора — лишение епископа Чукотского и Анадырского Диомида его сана. Конечно, подобает быть разномыслию в Церкви. У нас ведь не католицизм, где слово папы свято и безгрешно. Тем не менее есть определенные законы церковного права, управления, согласно коим позиция собора имеет огромное, решающее значение.

Критика со стороны владыки Диомида многих аспектов деятельности современной православной Церкви выходит за пределы церковной дисциплины и грозит ей новым расколом. Лично я на месте владыки Диомида покаялся бы, принес бы свои извинения за нарушения дисциплины, сохранив при этом свои мнения...

Литературная газета,
№28, 2008
печатается в сокращении