Люди


28.08.2009

Иоанн Кронштадтский

Казань за время ее многовековой истории посетило немало именитых людей. Особняком среди них, несомненно, стоят двое, оставившие заметный след в духовной жизни России — это Святой Праведный протоиерей о.Иоанн Кронштадтский и Святая Великомученица Елисавета Феодоровна.

2009 год — это сто лет со дня кончины о. Иоанна Кронштадтского и основания Елисаветой Феодоровной Марфо-Мариинской обители. Их посещения Казанского края оставили глубокий след в душах наших земляков, и свет их духовных деяний пробивает толщу и безбожного времени и наших суетных дней.

Вот уже более тысячи лет народы России, приняв Святое Крещение, восходят по ступеням своего величия, назидаемые на этом тернистом пути подвигами святых, в земле Российской просиявших.

Следование примеру их жизни, подражание их христианским добродетелям издавна служило спасению, что благотворно влияло на страну, укрепляя в России единство народа.

В 1990 году был прославлен как праведник протоиерей Андреевского собора в Кронштадте Иван Ильич Сергиев († 1908; память 20 декабря /2 января). Отец Иоанн Кронштадтский ещё при жизни был известен как в России, так и далеко за её пределами как ревностный поборник Православия, великий молитвенник и чудотворец.

 

Об авторе

Елдашев Анатолий Михайлович,

историк. Выпускник историко-филологического факультета Казанского государственного университета.

Его изыскания — это часть большого исследовательского проекта по истории возникновения, развития, разрушения и возрождения православных обителей Казанского края, монастырских некрополей, а также жизни именитых горожан, оставивших глубокий след в процветании края... За последнее время им опубликовано более пятидесяти научных работ, в том числе пять книг, исследующих духовную жизнь Казанского края XVI-XX веков.

В 2004 году им издана монография «Монастыри Казанского края: очерки истории», посвященная 425-летию обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери. В 2007 году опубликована работа «Арский православный некрополь». В 2008 году увидело свет исследование об утраченных монастырских некрополях Казани (XVI - XX вв.). Он является автором статей в Православной энциклопедии, альманахе «Православный собеседник» Духовной семинарии, журнале «Семинарский вестник»; научно-документальном журнале Главного архивного управления при Кабмине РТ «Эхо веков», в республиканских газетах и журналах...

В октябре 2005 года стал номинантом Макариевского конкурса, организованного Фондом памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова).

В ноябре 2007 года награжден орденом Русской Православной церкви Иннокентия Митрополита Московского и Коломенского III степени.

Исследовательскую работу Елдашев A.M. сочетает с преподавательской деятельностью. Он доцент кафедры права, истории и политологии Академии государственного и муниципального управления при Президенте Республики Татарстан и преподаватель Казанской духовной семинарии, где читает учебные курсы по отечественной истории, византологии, а также новую и новейшую историю зарубежных стран Европы, Америки и Азии.

57,99 Kb

На протяжении 350 лет предки его в роду по отцовской линии были священниками. После приходского училища он окончил Архангельскую Духовную семинарию (1851) и Санкт-Петербургскую Духовную академию (1855). По рукоположении в пресвитера (1855) отец Иоанн был назначен в собор Апостола Андрея Первозванного в Кронштадте.

Свой пастырский долг он видел в непрестанной молитве, духовно-нравственном врачевании людей, облегчении участи сирых, убогих, нищих и бездомных.

На его средства были построены приходское попечительство для помощи бедным, дом трудолюбия со школой, церковью, мастерскими и приютом. Отец Иоанн основал в своем родном селе Сура Архангельской губернии женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге на Карповке построил Свято-Иоанновский женский первоклассный (ныне ставропигиальный) монастырь, в котором и был по кончине своей погребен, где и поныне пребывают его святые мощи.

География мест, которые посетил отец Иоанн в своём окормлении православного российского народа, впечатляет: от Петербурга до Печоры, от Архангельска до низовий Волги. Везде его ждали, везде во время его приезда царил дух торжества и праведности.

До нас дошли свидетельства о посещении Преподобным нашего города 5 июля 1894 года.1  Попытаемся восстановить картину минувшего, чтобы современный читатель представил себе тот небывалый духовный подъём, ту необычайно возвышенную атмосферу подлинного единения Праведника со своей паствой, которые неизменно присутствовали при его посещении городов и весей нашей православной страны.2 

В день торжественного приноса в Казань святой иконы Смоленской Божией Матери из Седмиезерной пустыни, 26 июня 1894 года, в городе распространилось известие, что мимо Казани по Волге проследовал на пароходе «Отважный» отец Иоанн Кронштадтский. Действительно, высокочтимый путешественник, совершая поездку вниз по Волге, не заезжая в Казань, остановился лишь на противоположном берегу, у нефтеналивной станции для того, чтобы взять нефть для парохода.

Весть о его кратковременной остановке моментально облетела все казанские пристани, и многие служащие пароходства со своими семействами тотчас направились в лодках для принятия благословения от высокоуважаемого пастыря. Отец Иоанн благосклонно принял всех, милостиво беседовал с прибывшими, ласкал детей, раздавая образки с изображениями Святой Троицы, св. Иоанна Рыльского, его духовного покровителя.

То, что отец Иоанн не удостоил Казань своим посещением в столь торжественный для города день, привёл многих горожан в глубокое уныние. Тогда же и возникла надежда увидеть и принять благословение о. Иоанна при обратном проезде его мимо Казани. Тотчас же в города вниз по Волге полетели десятки телеграмм с подобной просьбой. На обратном пути, в Симбирске, батюшка дал своё согласие на посещение нашего города.

На рассвете 5 июля волжская пристань и весь берег реки были уже переполнены. Люди подходили пешком, либо прибывали в экипажах и колясках. Вагоны конно-железной дороги не могли вместить всех желающих. Два казенных и несколько частных пароходов стояли под парами, готовые в любую минуту двинуться навстречу своему духовному Пастырю.

В начале шестого утра толпа вдруг зашевелилась, заволновалась: на горизонте южного плёса реки показался долгожданный пароход. И тут же навстречу ему понеслись несколько пароходов. Впереди всех буквально летел казенный пароход «Свияга» с городским головой3  и именитыми горожанами. Вскоре их взору предстала убранная цветами палуба «Отважного» и, несмотря на столь раннее утро, на ней стоял в скромном одеянии священника отец Иоанн. Он высоко поднял над головой свою соломенную шляпу и громко воскликнул: «Приветствую почтенного представителя и достойных граждан благочестивой Казани!».

На это приветствие встречающие ответили низким поклоном. Через поданный трап они быстро бросились на «Отважный» и мгновение спустя уже стояли с преклоненными головами перед отцом Иоанном. Городской голова первый, припав на колени, принял благословение Преподобного, за ним и все остальные.

А в это время пароход уже причаливал к пристани, которая изображала собой сплошную массу голов с горящими глазами, устремленными на своего Пастыря. И только отец Иоанн ступил на землю, как буквально был сбит с ног и стиснут громадной толпой. Идти далее не представлялось никакой возможности, и, по настоянию сопровождавших его лиц, он был вынужден вернуться обратно на пароход.

И тогда С.В.Дьяченко, протиснувшись в середину толпы, зычным голосом настоятельно потребовал расступиться и пропустить Преподобного; в противном же случае Казань может лишиться представленной возможности лицезреть его. Слова произвели желаемое воздействие: тотчас образовались две цепи из взявшихся за руки стоявших впереди людей, и, таким образом, был образован проход от пристани до конных экипажей.

После этого городской голова, шествуя впереди, вывел на пристань отца Иоанна. Вначале проход был свободный, но затем напор и натиск толпы стал таким стремительным, что удержать его не было никакой возможности. Сдавленный со всех сторон, о. Иоанн медленно продвигался вперёд, не отказывая, однако, никому в своём благословении. С нечеловеческими усилиями он был извлечен, наконец, из тысячной толпы и буквально «внесён» в коляску городского головы, который, по приглашению отца Иоанна, занял место рядом с ним.

Как только кортеж колясок двинулся, то толпа в несколько сот человек кинулась за ним, причём бегущие с явным риском бросались к подножке экипажа, целовали руку о.Иоанна, прикасались к его одежде. Множество женщин при встрече с ним соскакивали со своих экипажей и бросались на колени, творя крестное знамение.

По распоряжению полицмейстера, коляску с о. Иоанном конвоировали конные полицейские стражники, и только с их помощью экипаж мог достаточно быстро продвигаться вперед.

Анатолий Елдашев, историк

Продолжение следует


1 Источник живой воды. Описание жизни и деятельности отца Иоанна Кронштадтского. - СПб. 1910. - С. 456. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев. - М. 1997. - С. 316 - 317.

 2 О пребывании Пастыря в нашем городе ярко живописует неизвестный автор в небольшой брошюре «Посещение отцом Иоанном Кронштадтским города Казани». - Казань, 1894. 16 с.

 3 Отца Иоанна встречал и целый день пробыл с ним известный казанский городской голова Сергей Викторович Дьяченко, трижды избиравшийся на этот ответственный пост. Дьяченко С.В. (4 октября 1846 – 7 января 1907), городским головой был с 1888 по 1899 г. См.: Достойны памяти потомков (Городские головы Казани 1767 – 1917 гг.). Сборник документов и материалов / Сост. А.М. Димитриева и др. – Казань: Гасыр, 2002. – С. 232 – 270.