Проповедь


13.12.2004

Живоносный источник

Архимандрит Иоанн КрестьянкинПо просьбам читателей мы публикуем письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина), написанные в последние несколько лет разным лицам. Они вошли в сборник, выпущенный в 2002 году издательством Псково-Печерского монастыря, где старец живет на протяжении многих лет. Письма содержат в себе и наставление в молитве, и совет в выборе жизненного пути, и осуждение всяких попыток уклониться от православного учения; они — о Боге, о Церкви, о мире, о человеке, о том, что вся наша жизнь должна быть устроена по заповедям Божиим, — только в этом залог нашего духовного спасения.

 

 

 

 

Слово о малом доброделании

Многие люди думают, что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно.

На самом деле — очень легко. Стоит лишь обратить внимание на мелочи, на пустяки и стараться не согрешить в самых маленьких и легких делах. Это способ самый простой и легкий войти в духовный мир и приблизиться к Богу.

У самого входа в религиозную область существует некий «гипноз больших дел» — «надо делать какое-то большое дело — или никакого». И люди не делают никакого дела для Бога и для души своей. Удивительно: чем больше человек предан мелочам жизни, тем менее именно в мелочах хочет быть честным, чистым, верным Богу. А между тем через правильное отношение к мелочам должен пройти каждый человек, желающий приблизиться к Царствию Божию.

Не магически-чудесно входит человек к Богу, оставаясь чуждым на земле интересам Царствия Божия, не покупает он ценностей Царствия Божия какими-либо внешними поступками своими. Поступки нужны для доброго привития к человеку жизни высшей, психологии небесной, воли светлой, желания доброго, сердца справедливого и чистого, любви нелицемерной. Именно через малые, ежедневные поступки это все может привиться и укорениться в человеке.

Жизнь сама дает удивительные подобия и образы важности маленьких дел.

«Истинно, истинно говорю вам, кто напоит одного из малых сих только чашей холодной воды во имя ученика, не потеряет награды своей». В этом слове Господнем — высшее выражение важности малого добра.

Заповеди Божии

Дорогая Н.!

Волю Божию можно и нужно выполнять в любом деле и при любых занятиях и на любом месте. Дело не в том, чем мы занимаемся, но как относимся к делу и что для нас главное. Так что не сетуйте на творчество, это занятие ничем не хуже всякого другого. Если ты не забываешь, во Имя Кого и во имя чего ты творишь, то и отношение будет разное: одно дело — во славу Божию проповедовать творчеством и жизнью своей идеи, которые принес Спаситель, другое дело — во славу свою блеснуть, отличиться. Разбирайся, детка!

Твори во имя любви к людям, ведь это вторая главнейшая заповедь, и тогда любовь к миру изольется слезами по нему — страдающему, болящему, утратившему главное. Так не сетуй на внешнее, но исповедуй свою немощь, и смирится вознесенная было гордыня. Много надо трудов понести, чтобы строился дом души. Строй, детка. Он не раз еще будет шататься и даже нарушаться, пока созреют ум и душа. Набирайся терпения, чтобы терпеть свои несовершенства. Божие благословение тебе. Храни тебя Господь.

Дорогая о Господе Т. М.!

Много всякой техники попустил Господь изобрести человеку, и пользовались ею и многие люди, которые впоследствии признаны в Церкви святыми. И техника не помешала им отдать свои сердца безраздельно Богу.

Компьютер — это из той же серии. И одни выпускают на компьютере религиозную литературу, а другие творят безобразие. И пользуясь одной и той же техникой, одни спасаются, другие погибают уже здесь на земле. Так что не бойтесь страха, идеже не бе страх.

Живите по законам Божиим и отдавайте Кесарю кесарево, а Богу — Божие. И спасемся.

Искушение

Т.!

Вы, как тот мотылек, что летит на огонек. Он привлекает, но сильно обжигает, иногда до полного сокрушения.

Не льстите себя надеждой, что одна супруга виновата в распаде семьи.

Нет, так не бывает. И В. нельзя принять сан, будучи двоеженцем. Это недопустимо по канонике.

Берегитесь искушения, оно неминуемо отразится и на сыне Вашем.

Дорогой послушник А. А!

Нашло на Вас какое-то страшное, помрачающее всё Ваше существо искушение. И не играйте словами и понятиями — Бог не искушает никого, а Вы именно Ему приписываете помутнение своего сознания, в каком пребываете сейчас. Дорогой мой, Вы — воцерковленный человек, и мало этого — Вы причислены к клиру церковному, опять мало — Вы сделали заявку на монашество, когда была еще жива Ваша законная супруга К., и подтвердили эту заявку после ее кончины, приобретя монашеские одежды и приехав в наш монастырь с просьбой о постриге.

И вот теперь новое заявление — о браке, зачеркивающее многие годы Вашей внутренней духовной жизни.

А знаете ли Вы, дорогой мой жених-дедушка, что и по церковным канонам Ваш брак с Е. благословлен быть не может. И тот священник, который презрит канон, совершит кощунство. И если по гражданским правилам это и допустимо, то это всё не в Боге, а значит руководством врага Божьего. Молюсь, чтобы Вы опомнились и распрощались с идеей быть супругом особы, которой годитесь в отцы.

Как жить по-христиански

Е. Е.!

Мне просто дико слышать и читать то, о чем Вы пишете. Вы хотя бы сначала познакомились с Православным катехизисом, да себя бы лучше рассмотрели и познали, и уверен: пришли бы к единственному правильному выводу — надо самому учиться жить по-христиански.

Смотрите, какие абсурдные мысли посещают Вашу голову. Имея жену, благословленную Богом, да еще с больным ребенком на руках, Вы говорите о монашестве. Еще ничего не зная по сути о христианстве, тешите себя мыслью о священстве. Ну, а почему бы Вам не стать пианистом, хирургом, художником? Ответите — надо учиться. А для того, чтобы учить других науке из наук — духовной жизни — по-Вашему, учиться не надо. Вот и подумайте о себе поглубже.

Дорогой о Господе А.!

Вопрос о водворении Вашем в монастырь отпадает сразу. Идти в монастырь надо не потому, что семья разрушилась, а потому, что сердце горит желанием спасаться трудным путем и безраздельно служить Богу. Этого в Вас пока нет, так как мысль о создании семьи повторно еще не исключена.

Вот и живите в своем доме, молитесь о бывшей супруге и ваших чадах, поставьте их обоих на ноги вполне. У Бога опозданий не бывает, а когда долг родительский будет выполнен до конца, определится и путь дальнейший. Но он однозначен: или восстановление семьи, или путь покаяния и скорби, что не смог привести к Богу семью свою.

Дорогая о Господе Л.!

А мне вот один святой жизни человек в свое время сказал, что все мы являемся «существенной ненужностью и никому, кроме Бога, не нужны». Дорогая моя, это я и Вам советую запомнить на всю жизнь и только в Боге одном искать себе укрепления и утешения.

А в отношении желания жить в деревне я Вас предостерегу — одной женщине там делать нечего, там нужны не только умная голова и трудовые руки, там нужна опора и охрана в мужчине, иначе — беда. А потому живите-ка пока в городе. Молитесь святому мученику Трифону и святителю Спиридону — о работе и о жилье, и даст Бог утешение со временем. На маму не обижайтесь. Обида — дело вражье, а Вы лучше пожалейте ее, что она чего-то не понимает и весьма существенного.