Проповедь


25.03.2006

Слово о посте, клевете и осуждении

...Не знаю, как вам, но для меня Великий пост — всегда надежда на тишину. Ну, думаю, вот сейчас, перед постом, насуечусь вдоволь, переделаю многочисленные свои дела, подчищу хвосты и, испросив «дежурного» прощения у тех, кого чем-то обидела и кого в спешке буден забыла, благоговейно и торжественно войду в тишину великопостную. И тогда уж всё, ну всё, будет совсем по-другому, не так, как до этого поста.


 Фото игумена Филарета

В первые дни Великого поста в Раифском монастыре в самом древнем храме обители — во имя Преподобных отцев в Синае и Раифе избиенных — читается Великий покаянный канон св. Андрея Критского: как исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия...

Канон разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.


 

Пост - дар древний, не ветшающий, не стареющийся, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте. Думаешь ли, что древность его считаю со времени происхождения Закона? Пост старше и Закона. Если подождешь немного, то уверишься в истине сказанного. Не думай, что день очищения, установленный для Израиля в месяце седьмый, в девятый день месяца (Лев.16,29), есть начало поста. Углубись в историю, и ищи древность его происхождения. Пост - не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: от древа, еже разумети доброе и лукавое, не снесте (Быт.2,17). А сие: не снесте, есть узаконение поста и воздержания. Если б постилась Ева, и не вкусила с древа; то мы не имели бы теперь нужды в этом посте. Ибо не требуют здравии врача, но болящии (Мф.9,12). Мы повреждены грехом: уврачуемся покаянием; а покаяние без поста не полно. Проклята земля: терния и волчцы возрастит тебе (Быт.3,17.18). Велено сокрушаться духом, а не предаваться роскоши. Постом оправдись пред Богом.

Но и самое пребывание в раю есть образ поста, не по тому только, что человек, ведя жизнь равноангельную, в уподоблении Ангелам преуспевал тем, что довольствовался малым, но и по тому, что жившим в раю не приходило на мысль, что в последствии изобретено человеческим примышлением; там не было ни употребления вина, ни заклания животных, ни всего, что делает мутным человеческий ум.

Некоторые из простецов-христиан думают, что пост должен состоять в воздержании от пищи и пития, и только. Не есть в пост рыбы или не вкушать масла и вина — этим, по их мнению, и исчерпывается вся заповедь о посте. Но так ли? Нет. Поститься, правда, и телесно должно, но с воздержанием телесным непременно должен быть соединен и пост духовный. Так учит и святая Церковь. «Постящеся, говорит она, братие, телесно, постимся и духовно».

Что же это за духовный пост, и почему необходим он? Св. отцы так определяют его. «Если постишься, покажи от дел твоих. Каких? Видев нищего, помилуй; с врагом помирись; человеку, находящемуся в счастье, не завидуй; на жену, сияющую красотою, не гляди. Постись нелицемерно; постись и очами, и сердцем, и ушами, и руками, и всеми твоими членами... Руки воздержи от присвоения того, что тебе не принадлежит, ноги от хождения на игрища; слух удержи от слышания оклеветания и лжи, и пусть постятся и уста твои, воздерживаясь от осуждения»

(Прол., Апр. 9).

Святитель
Василий Великий

И хватит сил выстаивать долгие великопостные службы, и хватит духа не роптать на близких, и хватит здоровья и терпения держать пост. А ещё не нарушать несмирением и суетой ту самую вожделенную тишину, которой так ждет моё сердце... Но опять жестокие грабли бьют по моему привыкшему к наказанию носу. Может, в первую седмицу и продержусь с Божией помощью. А потом потечёт все та же жизнь, в замкнутом круге которой всё привычно и всё как всегда. Бесконечная гонка в делах, с маленькими, больше формы ради, передышками — в храм, на службу, — и опять за своё — разговоры пустые, ропот, осуждение, многозаботливость, от которой, бывает, и в глазах темно.

И тут случился мне подарок. На мой стол легла книга, которая и стала поддержкой, добрым словом, умным советом. Написал её человек святой жизни, подвижник благочестия, старец Паисий Святогорец. Уже в названии книги — помощь. «С болью и любовью о современном человеке». Ведь все мы можем называть себя современниками старца Паисия. Почил он не так давно, летом 1994 года. Его называют одним из благодатнейших и рассудительнейших старцев нашего времени. С болью и любовью...

С болью и любовью... Я открыла книгу наугад и сразу пойманное с поличным сердце встрепенулось.

Строки были — обо мне: «Люди хотят грешить и иметь добренького Бога. Такого Бога, чтобы Он нас прощал, а мы продолжали бы грешить. То есть, чтобы мы творили всё, что хотим, а он прощал нас не переставая, а мы дули бы в свою дуду». Самооправдание — состояние удобное, когда вроде и признаешь собственный грех, но в то же время и убеждаешь себя в его неизбежности: да, да, плохо, но ведь и деваться, с другой стороны, некуда... Старец Паисий не обличает нас, нет, он нам сострадает. Он жалеет непутёвых, инфантильных, изнеженных, расслабленных своих современников, как жалеет отец погрязших в пороках детей. Зачем? Остановитесь...

Старец не пускается в долгие увещевания и педагогические изыски. Он напоминает нам — о совести: «Совесть — самое первое Священное Писание, данное Богом первозданным людям... Как бы человек ни попирал свою совесть — она все равно будет обличать его изнутри. Поэтому и говорят: «Его червь точит». Ведь нет ничего слаще, чем мирная спокойная совесть». Но нет ничего проще — вспоминать о совести. Нет ничего труднее, вспомнив о совести, сделать первый шажок, полшажочка в сторону собственного духовного возрастания... Но и тут старец Паисий Святогорец определяет наш путь по меркам самым честным и бескомпромиссным: да — да, нет — нет. «Человеку заплатит тот хозяин, на которого он работает. Если ты работаешь на чёрного хозяина, то уже здесь он сделает твою жизнь чёрной. Если ты работаешь греху, то с тобой расплатится диавол. Если ты возделываешь добродетель, то тебе заплатит Христос...» Вот он, самый главный в нашей жизни выбор. Определиться уже давно пора. А определившись, не роптать, не заламывать рук от «беспросветной тяжести» собственного креста, а возрадоваться, что наше сердце открыто навстречу Богу и укреплять сердце молитвой, постом, болью и любовью...

А разве это не домашнее задание всем нам в преддверии Пасхи Христовой, в учебном семестре, именуемом Великим постом? По хорошему учебнику экзамены сдавать всегда легче. Первый том Слов блаженной памяти старца Паисия Святогорца «С болью и любовью о современном человеке» — как раз и есть такой учебник. Давайте откроем его еще раз наугад, например, вот здесь: «Знаете, чем отличаются люди мирские от людей духовных? Люди мирские заботятся о том, чтобы был чистым их двор. Их не интересует, замусорен ли дом изнутри. Они чистят двор и заметают сор внутрь дома. «Людям, — говорят, — виден двор, дом изнутри они не видят... Люди же духовные заботятся о том, чтобы дом был чист внутри. Их не волнует, что скажут о них люди, потому что Христос обитает в доме — в сердце, а не во дворе».

Вот и опять отеческий укор — с болью и любовью. Мы легки на подъем, если речь идет о добром совете, необременительном вразумлении. Это совсем не тяжело. А вот заступить на серьезную вахту духовного труда...

Великий пост — именно такая вахта. Как хорошо, что книга попала в мой дом накануне Великого поста. Благодарение доброму знакомому, сделавшему мне такой подарок. Эта книга поддержала меня, помогла увидеть в себе серьезные духовные изъяны... Взять хотя бы пресловутое осуждение. Ведь сколько говорено о нем, а воз и ныне там.

Но вот пришло благословенное время великопостной молитвы Ефрема Сирина: «...и не осуждати брата моего...» И уже приходит на помощь старец Паисий Святогорец: «Искренен и прям не тот, кто «режет правду в глаза» и не тот, кто трубит о ней всему свету, но тот, кто, имея любовь и живя по правде, с рассуждением говорит то, что нужно и когда нужно, в необходимый для этого час. Те, кто обличает других без рассуждения — нерассудительные люди без жалости обтёсывают остальных, которые мучаются и страдают. Но при этом помраченные «мастера кубизма» радуются тому, что из-под топора их обличений выходят ровные, обтёсанные под прямым углом люди-чурки»... Наши страсти — бесовское богатство, которым мы живем безбедно на щедрые проценты великодушных банкиров. «Люди, освободившиеся от своих страстей, не имеют злобы и поэтому исправляют зло добром. Увидев где-то нечистоты, которые нельзя убрать, такие люди присыпают их чем-нибудь сверху, чтобы они не вызвали отвращения у кого-то ещё. А вот люди, расковыривающие мусор и грязь чужих грехов, похожи на кур, которые копаются известно в чём...»

Старец Паисий советует чаще включать в работу добрый помысл. С ним, как с посохом, легче пройти по великопостному большаку, не поскользнувшись, реже набивая синяки и шишки. Добрый помысл — привычка благая. С ним даже самые изнуряющие душу искушения не страшны.

Старец приводит пример из собственной жизни. Однажды он ехал в автобусе и водитель на всю мощь включил музыку. Его попросили сделать потише, ведь в автобусе едет монах, но водитель, наоборот, прибавил громкость. И тут старец включил добрый помысл. Вот как он об этом рассказывает: «Если бы, Боже сохрани, где-нибудь на трассе случилась авария и в наш автобус посадили бы покалеченных людей — одного со сломанной ногой, другого с разбитой головой — то как бы я выдержал такое зрелище? Слава Тебе, Боже, что люди живы и здоровы! Вон, гляди — еще и песни распевают! Так себе и ехал — напевая духовные песнопения. Прекрасное было путешествие!»

Великий пост — путь долгий, непростой, полный искушений и духовной борьбы. Но с мудрым попутчиком, чье плечо крепко, глаза сострадательны, а сердце жертвенно, он одолим. Возьмите с собой в дорогу книгу афонского старца. Уверена: открытая на любой, даже случайной странице, она укрепит ваши силы, и великий праздник Христова Воскресения встретите вы в ликовании души, в радости ни с чем не сравнимой.

Н. Сухинина,
Православие и Мир

Рецепты постной трапезы

Салат из капусты, моркови, яблок и сладкого перца

Промытую белокочанную капусту нарезают соломкой, перетирают с небольшим количеством соли, сливают сок, смешивают с очищенными нарезанными яблоками, морковью, сладким перцем, заправляют сахаром и растительным маслом.

300 г капусты, 2 яблока, 1 морковь, 100 г сладкого перца, 4 ст.ложки растительного масла, 1 чайная ложка соли, 1/2 чайной ложки сахара, зелень.

Икра свекольная

Лук мелко нарезать, морковь натереть на крупной терке. Все обжарить в растительном масле до золотистого цвета. После добавить натертую на терке свежую свеклу. За пять минут до готовности добавить соли по вкусу и томатной пасты.

1 луковица, 1 морковь, 3-4 средних свеклы, 100 г растительного масла, 1/2 стакана томатной пасты, разведенной водой, соль.

Овощной суп

Нарезанные соломкой лук, петрушку и сельдерей обжарить в растительном масле, залить водой, положить нарезанные морковь, брюкву и шинкованную капусту и варить на слабом огне 20-30 минут. Примерно в середине варки добавить толченый чеснок, приправы; яблочное пюре или тертое яблоко положить в самом конце. Подавая на стол, посыпать суп рубленой зеленью.

2 луковицы, 1 корень петрушки, сельдерей, 2 ст.ложки растительного масла, 1 л воды, 2 моркови, 1 ломтик брюквы, 1 стакан мелко шинкованной капусты (150 г), долька чеснока, 1 лавровый лист, 1/2 чайной ложки тмина, 1 яблоко или 2 ст.ложки яблочного пюре, соль, зелень.

Тушенка простая

Сырой картофель порезать на крупные кубики и со всех сторон обжарить до золотистой корочки. Еще полусырой картофель сложить в глиняный горшок, засыпать мелко нарезанной зеленью, луком, посолить, долить кипяток, закрыть крышкой и поставить в духовку на 1 мин.

1 кг картофеля, 1/2 стакана растительного масла, 1 ст.ложка укропа, I cт. ложка петрушки, 1 луковица, 1/2 стакана воды, соль.

По средам и пятницам растительное масло не вкушают!


В наш рациональный и научный век, с его обилием информации, шокирующими потрясениями катастроф и несчастий, так не хватает доброго чуда, несущего тихую радость, душевный покой. И мы забываем, что это чудо — всегда рядом с нами, даже внутри нас, оно подается Богом через наше покаяние и стремление к внутреннему изменению своей жизни, к согласованию ее с Божией волей о нас. Это чудо — преображение человека, когда он, привыкший жить по плоти, устремляется к духовному, никогда не знавший молитв находит сладость в церковном песнопении, постигает радость благотворения, утешение покаяния в грехах. Ко всему этому нас подвигает Великий пост всем своим строем: длинными библейскими чтениями, покаянными молитвами и песнопениями, уставом о пище.