Проповедь


15.02.2007

Молитва Церкви за усопших

 

Наши сродники нас слышат

Мы, живые, должны совершать молитвы за усопших с твердою верою, что наши сродники живут тою же разумною жизнью, с теми же духовными ощущениями, с какими они жили в теле, находясь на земле, и поэтому они нас слышат и ждут нашей молитвы. То, что мы видим умирающим, есть видимое грубое тело, которое есть прах, потому что от земли взято и опять возвращается в землю, а невидимая тонкая сила в человеке, которую мы называем душою, ни- когда не умирает. Тело само собою свидетельствует о своей смертности, потому что оно разрушимо и делимо, душа же, напротив, имеет несложное неразрушимое ду- ховное существо и потому разлагаться и умирать, как тело, не может... Поэтому наши сродники нас слышат и, может быть, очень нуждаются в нашей молитве.

Архимандрит
Кирилл (Павлов)

 

Святая Православная Церковь, как попечительная мать, ежедневно на Богослужении возносит молитвы о всех отшедших в страну вечности чадах своих.

Так, на полунощнице читаются тропари и молитвы за усопших, они поминаются и на ектений в конце ее, также и на повечерии. На утрени и вечерне усопшие поминаются на так называемой сугубой ектении: «Помилуй нас, Боже...».

На литургии поминаются трижды — на проскомидии, на ектении после Евангелия и по освящении Честных Даров, когда поют «Достойно есть...».

Для молитв за умерших назначен особый день недели — суббота, в которую полагается заупокойная служба (кроме праздников, если случатся в этот день). Церковь в известные дни заповедует совершать моления об умершем христианине и приносит Святейшую Жертву за грехи его. Эти дни особенных молений об умершем следующие: третий, девятый, сороковой и годовщина по его кончине. Обычай этот, один из самых древних в христианской Церкви, ведет свое начало непосредственно от апостолов и имеет самые важнейшие основания.

Поминовение усопшего на домашней молитве — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее...»

Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена краткая поминальная молитва.