Проповедь


27.02.2008

Прощайте людей, обидевших вас

Что такое обида? Давайте спокойно, не спеша, вспомним, что обижает нас в жизни, почему так трудно забыть некоторые обиды. Мне нередко приходится слушать от прихожан об обидах, которые они не хотят забыть всю жизнь, и не только не прощают обидчиков, но и желают им самого худшего, включая и смерть.

Все мы живем среди людей и каждый день встречаемся с многими из них. Число жителей на земле неуклонно возрастает, плотность населения увеличивается, и поэтому наши встречи теперь происходят много чаще, чем в древние времена. Кроме этого, в отличие от древности, когда люди в основном обслуживали сами себя (изготовляли ткани, шили одежду и обувь, выращивали хлеб и овощи), сейчас большинство людей для удовлетворения своих потребностей пользуются услугами других. Поэтому каждый человек в современном мире постоянно вступает в контакт с другими людьми. И к сожалению, эти контакты не всегда приносят радость.

Беда в том, что общий настрой нашего общества ориентирован на получение максимальных благ себе лично, не обращая внимания на то, хорошо или плохо от этого будет другим людям. Это-то и является причиной обид и, к сожалению, именно поэтому мы не можем их избежать в нашей жизни.

Фото Дениса Домбровского

Обида, нанесенная человеку, нарушает его нормальное состояние, отвлекает от повседневных забот, мешает принимать правильные решения во всех делах на работе и дома, которые обеспечивают нашу нормальную жизнь.

Нервное напряжение, возникающее от обид у человека, глубоко переживающего их, может привести к нервному расстройству, раздражительности, распространяемой на других, к чувству ущемления собственной личности, а в отдельных случаях приводит и к суициду. Из сказанного следует, что мы должны быть готовы к встрече с обидами и уметь переносить их. Так почему же такую власть имеют над нами обиды? Чтобы понять это, вспомним, с какими обидами мы встречаемся в жизни, получаем сами и обижаем других. Обида может быть нанесена словом, действием, принуждением к действиям, не соответствующим вашим убеждениям, невниманием, пренебрежением, распространением порочащих слухов, злоупотреблением властью.

Обида может быть не только на конкретного человека, но и на группу людей (например, семья), на организацию и правительство. Обида может сформироваться под воздействием настроения и действий толпы, когда ранее не замечаемое вами явление оказывается для вас существенным. Обида может быть получена в непосредственном общении, но также в письменном сообщении, в результате прочтения газетной заметки или сюжета, увиденного по телевизору. Если мы хотим легко переносить обиды, то первое, что мы должны твердо усвоить, — это научиться разбираться в самой сути обиды, выделить то основное, что так сильно воздействовало на нас.

Фото Дениса Домбровского

Обида словом.

Это самая распространенная обида, имеющая самые разнообразные формы. Бранное или даже нецензурное слово или выражение. Реакция на это должна быть сдержанной, потому что обидчику, скорее всего, не удастся объяснить позорность его поступка. Лучше всего промолчать, убедив себя, что этот человек не получил надлежащего воспитания и образования. Плохое знание русского языка и низкий уровень мышления не позволяет найти иных слов для выражения своего отношения к другому человеку.

Поэтому вместо убеждения такие люди действуют через оскорбление. Нужно представить себе также и то, что человек далек от христианской морали, да и вообще от норм поведения в обществе.

Если же никак не удается промолчать, то ни в коем случае нельзя отвечать ругательством на ругательство, так как это приведет лишь к разгоранию конфликта. Можно (если хватит сил) ответить коротко «по вашему мнению», или резко в ответ на злобное пожелание — «тебе того же».

Отвечать нужно как можно спокойнее, не повышая голоса, не переходя на крик. Полезно при этом вспомнить хорошо известную вам мелодию и с усилием воли непрерывно воспроизводить ее в памяти. Однако для христианина единственно необходимым в этом случае является повторение молитвы: «Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня»...

Каждый человек в большей или меньшей степени считает себя незаурядной личностью. Часто ему кажется (это может быть и в самом деле так), что он по тем или иным человеческим качествам лучше известных ему людей — это могут быть знания и умения, видное положение в обществе, внешние данные, спортивные достижения или успехи в искусстве и т.п. Если такое убеждение в человеке укоренилось, то любой акт даже самого малого пренебрежения к нему будет восприниматься болезненно.

Что же делать? Главное — это победить себя, свою гордыню.

Фото Дениса Домбровского

Пример этого показывают нам святые отцы, подвизавшиеся в православии. В житии одного из великих подвижников древности — Макария Великого говорится о том, что однажды пришел к нему один из отшельников, спасавшийся в той же, что и Макарий пустыне, и рассказал, что он достиг такой благодати, что ангел является ему и помогает ему. На это св. Макарий ответил: «Не то благодать, что ангел прислуживает тебе, но величайшая благодать та, когда ты увидишь себя ниже всякой твари». Современный человек, прочитав эти слова, наверняка возмутится, показывая тем самым величину своей гордости. Однако задуматься над словами св. Макария необходимо.

Прощать обиды трудно только человеку гордому. Уметь прощать — это значит, что человек не только принял слова Господа, что нужно любить ближнего как самого себя, но и исполняет их. Если ближний обидел тебя, принес зло, то не мсти ему сам.

Один из подвижников первых веков христианства молился, чтобы Бог покарал грешников, а Христос явился ему и сказал: «Никогда так не молись! Я пришел на землю умереть за грешников, а не наказывать их. Во втором пришествии Моем будет каждому по делам его». Итак, не проси о наказании обидевшего тебя, чтобы не оскорбить Господа, предоставь все Богу, и Он устроит дело гораздо лучше, чем тебе хочется. За человека, обидевшего нас, нужно только молиться, помня слова молитвы Господней: «Прости нам грехи наши, как и мы прощаем согрешившим перед нами».

Иисус Христос показал нам замечательный пример отношения к согрешившему человеку. Книжники и фарисеи привели к нему женщину, уличенную в прелюбодеянии. Они надеялись, что Он по Своему милосердию нарушит иудейский Закон, повелевающий виновницу в таком преступлении побивать камнями. Но Иисус Христос видел хитрость их, а, главное, видел, что женщина перенесла уже много страданий, поняла свой грех и раскаялась. И тогда, отвечая на вопрос обвинителей «Что Ты скажешь?». «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим. И остался один Иисус и женщина: «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?» Она отвечала: «Никто, Господи». Иисус сказал ей: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин.7, 3-11).

Пресвятая Богородица учит нас смирению и прощению. Владычица Небесная, Мать Бога нашего, не прокляла людей за их преступления, но милостиво взяла их под Свое покровительство. Не проклинать, а любить учит нас Матерь Божия, этому учит нас вера христианская.