Проповедь


30.09.2011

Открывая свою немощь навстречу Богу...

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Каждый человек, вне зависимости от своего положения, возраста, мировоззрения, в жизни своей устремляется к лучшему. Каждый человек по-своему понимает это лучшее, и каждый для того, чтобы лучшего достичь, нуждается в силе. Сила есть способность человека решать задачи, которые он сам, или общество, или государство перед ним ставят. Вот почему обретение силы в том или ином виде — будь то сила разума или образования, будь то физическая сила или сила денег, сила, опирающаяся на связи и знакомства, — нередко является целью, ради достижения которой человек тратит большую часть своей жизни. А есть еще и те, кто хотел бы иметь всё сразу — и власть, и деньги, и поддержку людей, да еще и силу, здоровье. Так сила и благополучие становятся для человека практически синонимами.

 

Священники несут ответственность за народ

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время визита в Белгород призвал духовенство отойти от внешних и количественных показателей оценки своей работы, сообщает Синодальный информационный отдел.

«Сегодня священство несет большую ответственность не только за состояние дел в Церкви, за состояние дел в приходах — несет ответственность за духовное состояние всего народа, а значит за благополучие нашей страны», — сказал патриарх Кирилл на торжественном вечере, посвященном 100-летию канонизации святителя Иоасафа Белгородского.

«И потому должны расширяться горизонты священнослужителей», — добавил он.

Предстоятель Русской Церкви подчеркнул, что для священника недостаточно оценивать качество своей работы только по техническому состоянию храма, по количеству людей, которые приходят в храм, или только по количеству причастников.

«Он должен оценивать свою работу по нравственному состоянию народа, которому он служит», — подчеркнул патриарх Кирилл.

«Речь идет о том, чтобы жизнь Церкви стала близкой, понятной современному человеку и чтобы через церковное служение и свидетельство актуализировалась в сознании современного человека величайшая Евангельская истина. Тогда изменится эта самая жизнь», — заключил он.

В слове Божием мы очень часто находим парадоксальные слова, которые не могут не возбудить мысль. Иногда эти слова настолько расходятся с опытом нашей жизни, что некоторые не могут их принять и отвергают сразу же. Но какими бы парадоксальными ни казались нам слова Бога, которые он обратил к людям, это слова Бога, и мы встречаем в них не человеческую мудрость, а мудрость надмирную, часто не постижимую нашим разумом...

Вот к таким парадоксальным словам, которые ввергают многих людей в недоумение, относятся слова из Первого послания апостола Павла к Коринфянам: «Бог избрал немудрое, чтобы посрамить мудрых, и Бог избрал уничиженное в мире, чтобы посрамить сильных, и Бог избрал незнатных мира, ничего не значащих, уничиженных, чтобы разрушить значимое» (см. 1 Кор. 1:27-28).

Наверное, как трудно это было понять коринфским христианам! Ведь они жили в процветающем городе, у них было всё: богатый порт, большие доходы, науки, искусства. Религиозный культ предлагал человеку подражать богам Олимпа, становиться таким же, как они, сильным, могущественным, счастливым — в человеческом смысле слова. И вдруг слова апостола, которые все переворачивают в сознании. Но ведь коринфские христиане откликнулись на эти слова. Они поняли, что значит «немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильных». А если вспомнить всю историю Церкви — и первоначальные столетия, с кровавыми гонениями от римских императоров, и последующие внешне благополучные, но всегда исполненные внутреннего напряжения и борьбы века, и страшные гонения XX столетия, и снова будто бы благополучное время — если внимательно посмотреть на всю историю Церкви, то становится совершенно очевидной величайшая правда тех слов, которые мы только что слышали. Никогда слово Божие не утверждалось могуществом и силой — более того, когда христиане прибегали к человеческой силе, к человеческому могуществу, то сама христианская община нередко перерождалась...

...Но, может быть, это не имеет значения для нашей повседневной жизни? Может быть, в светском мире, за пределами храма, другая логика бытия? Может быть, там необходимо всегда опираться на силу? Но Господь не сказал, что слова о силе человеческой немощи, которую Бог избирает, имеют отношения только к внутренней жизни Церкви — это наказ всем. Однако из этого наказа не должно быть сделано ложных, неправильных выводов: «не надо учиться, не надо получать образование, не надо работать над собой — Бог использует мою немощь, и я стану сильным». При таком подходе ничего не получится, потому что есть некое условие, когда немощная человеческая суть восполняется Божественной силой. И мы знаем, что этим условием является в первую очередь доверие человека к Богу, принятие на себя обязательства жить в соответствии с Божиим законом. А в этом законе обо всем сказано — и о необходимости труда, терпения, духовного возрастания, и о необходимости правильно выстраивать отношения с другими людьми, без чего не может быть здоровой общественной жизни, не может быть здоровых и крепких семей... ...Всё возможно — самые смелые человеческие планы, самые дерзновенные мечты могут реализовываться тогда, когда человек открывает свою немощь навстречу Богу и вместе с Ним, наполняемый Его Божественной силой, несопоставимой ни с какой человеческой силой, созидает самого себя и окружающий его мир.

А что же происходит, когда люди опираются только на самих себя? Они могут достигать, и достигают, успехов. Однако эти успехи почти никогда не приносят счастья. Они могут приносить видимое благополучие, но оно непременно сопровождается борьбой, конфликтами, опасностями... Чем более по-человечески могущественным становится наше относительно богатое общество, тем больше стрессов. Врачи не знают, что делать — ни с детьми, ни с молодежью, ни с людьми среднего возраста. Тогда сами люди заглушают эти стрессы алкоголем, наркотиками, безудержным развратом. В медицине даже появилось такое понятие, как взрывчатая релаксация, — через взрыв страстей успокоить стресс. Но ведь так стресс не успокоишь — так можно только уйти на какое-то мгновение в небытие, а потом почувствовать себя еще более опустошенным и несчастным, и продолжать биться, опираясь на человеческую силу, стремясь расчистить для себя пространство и сделать что-то, что хоть как-то облегчило бы жизнь.

Все то, о чем мы говорим, это достояние не только нашего времени и уж точно не только нашей страны — это болезнь всей человеческой цивилизации. И началась эта болезнь не вчера, не сегодня, но в глубокой древности. Мы помним библейское повествование о строительстве Вавилонской башни: люди захотели построить нечто выдающееся, уникальное, доказав самим себе, что они в центре мира, что не нужно никакой иной силы, но достаточно своей собственной для утверждения могущества, — и были посрамлены Богом. Они не смогли достроить башню, потому что, как говорит Господь в Своем слове, смешаны были их языки. Некоторые думают, что строители башни вдруг заговорили на иностранных языках. Скорее всего, это не так — люди просто потеряли способность понимать друг друга, говоря, что весьма возможно, на одном и том же языке. А разве сегодня не происходит то же самое, когда люди теряют способность понимать друг друга, объединяться и работать во имя общей цели, без которой не может обустраиваться человеческое общество?

Апостол Павел открывает нам, современным людям, великую Божию правду, что Бог избрал немощное мира сего, чтобы посрамить сильных. И нам остается только принять это слово и, сознавая свою человеческую слабость, свою немощь, разрушая гордыню в самих себе, открыть сердце и ум навстречу Богу. Подкрепляя себя молитвой, благодатью Божией с внутренним смирением и с Божественной силой, которую, несомненно, Бог в ответ на всё это даст, будем устроять мир в самих себе и преображать жизнь окружающего нас мира. Аминь.

Патриархия.RU