Проповедь
Путь на небо
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Подобно тому, как наш праотец Адам грехопадением низринут был из светлого Рая на скорбную землю, каждый из нас после причастия Тела и Крови Спасителя на Вечeре Господней низвергается в ад своими вновь и вновь повторяющимися грехами. Подобно нашему скорбному прародителю мы — «земля», и вместе с ним «отыдем в землю».
А между тем мысль русского писателя Владимира Галактионовича Короленко о том, что человек создан для счастья, как птица для полёта, никак не даёт нам покоя. Ждёт каждый человек счастья, как будто заложен в его душе некий механизм этого ожидания, некий орган блаженства. Мечтает человек о небе, грезит о радости полёта до такой степени, что летает во сне, будто птица. Как же совместить эту обречённость земле, эту неизбывную, как кажется, принадлежность «праху» и столь же неуёмное желание вечного блаженства, столь же страстное желание совершенства?
Это ведь только люди, не знающие Бога, это ведь только лишённые благодати веры думают, что усилием воли, усилием телесным, мучительным тренингом можно достичь совершенства здесь, на земле. И вот в безнадёжной попытке добиться идеала они тягают пудовые гири, накачивают мышцы химическими препаратами, изнуряют себя различными диетами, «сокрушают кости» свои на всевозможных тренажёрах, подобных пыточным машинам средневековья. Во имя чего приемлются все эти страдания? Чтобы тело стало упругим и лёгким? Чтобы неумолимые годы не были властны над ним? Неужели затем, чтобы не стать «землёй», прахом? Неужели эти нечеловеческие усилия способны сделать грешника праведником? Неужели они могут научить нас летать?
Или всё-таки достаточно изо всех своих сил напрячься и выполнить Закон, который Бог дал людям? Может быть, если очень постараться, можно стать просто хорошим человеком, просто не поступать дурно. Ведь множество людей так и думают о себе: «Я, конечно, никакого особенного добра и не делаю, зато уж и зла никому не творю»! Или, например, вознамериться спасти душу свою совершением так называемых «добрых дел», самонадеянно полагая, что падший грешник, каким является каждый из нас, на самом деле способен творить добрые дела? Только при этом давайте вспомним, что сказал о таком доброделании Святитель Игнатий Брянчанинов в своём «Слове о спасении и христианском совершенстве». «Для совершения добрых дел падшего естества, — пишет владыка Игнатий, — не нужно быть христианином: они принадлежат всему падшему человечеству. Там, где совершаются добрые дела падшего естества, при громе похвал от мира, исключён, отвергнут Спаситель мира». Таким образом, тому, кто решился спасти душу своими собственными усилиями, самостоятельно, не нужен Крест Христов, не нужно и Воскресение, не нужна и Церковь.
Если бы наш Спаситель умер и не воскрес, не было бы и у нас надежды на воскресение в блаженной Вечности. Но и воскресение во плоти на земле, поражённой грехом, было бы слабым утешением, потому что нельзя быть живым среди всеобщего распада, потому что нельзя быть счастливым, когда «вся тварь совокупно стенает и мучится» (Рим.8.22). Поэтому удел праведника на земле — страдание и скорбь. Поэтому весь сонм святых православной церкви — это люди до конца, то есть до распятия и смерти крестной, последовавшие Христу. Они очень хорошо поняли слова Христовы: «раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин.15.20). И поэтому искали они в жизни не «покоя и воли», а скорби и тесноты. И поэтому в конце жизни могли сказать о себе словами апостола: «много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2Кор.11.26,27).
Скорбь и теснота — удел чад Христовых на скорбной и грешной земле. Зато и готовится им удивительная возможность последовать за своим Спасителем на Небо. Распявшие плоть свою со страстьми и похотьми, они и воскреснут вместе с Распятым. Ещё при жизни отказавшиеся от рабства плоти, от рабства «земле», ещё здесь и среди нас сбросившие оковы земной привязанности, они, святые, легко и радостно вознесутся в небесные чертоги вслед за своим Богом, не обернувшись подобно Лотовой жене на оставляемую землю. Потому что способность летать, возможность вознесения отныне предоставлена каждому. Надо только захотеть святости, надо только заскучать о ней среди грешных и скорбных дел наших. Надо только последовать за Спасителем туда, куда Он давно зовёт нас. На Небо. Аминь.
священник Сергей Ганьковский