Проповедь


19.12.2004

Совет

Чем меньше и легче употреблять пищи и пития, чем тоньше и легче делается дух. Объедение и сластолюбие пригвождает нас к земле и обсекают у души ее крылья.

Схиигумен Савва

От чревоугодия возникает лютая брань плотской похоти; от постов — целомудрие, от сытости — распутство и от пресыщения — нечистота. Хлеб и вода не приносят вреда!

Облеченнй в орудие поста во всякое время распаляется ревностью. Кто пребывает в нем, у того ум непоколебим и готов встретить и отрезать все лютые страсти... Кто отвергает посты, тот забывает, от чего произошло первое грехопадение первых людей (от невоздеожания) и какое оружие против греха и искусителя указал Спаситель, когда пребывал в пустыне, постясь 40 дней и 40 ночей; тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога чаще всего через невоздержание, как это было с житялями Содома и Гоморры и современниками Ноя, ибо от невоздержания происходит свяких грех в людях.

Кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола.

Истинный пост полагает свою печать на все внешнее и внутреннее поведение подвижника. Мера воздержания не ограничивается только пищею и питием, но простирается и на разговоры, и на сон, и на одежду, и на все чувства, — во всем этом должна быть мера воздержания.

Телесный пост облегчается постепенным навыком к воздержанию, но он не имеет никакой заслуги без поста внутреннего — духовного. Пост духовный — это период духовных усилий: усилить молитву, умножить милосердие, укротить страсти, примириться с врагами. Пост — духовная пища для души, это точно сказано в пустыне для утомленного путника, у которого кончился запас воды.

С радостью встречайте пост: «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения.