Проповедь
Слава Богу за все!
На дворе благодатное лето Господне. Правда, в этом году оно нас не особо радует. То жара и пекло, то холода и дожди. Все как в нашей жизни. То радости, то печали. То удачи, то неудачи. Но, не суть в том, какое лето, а как мы его переносим. Если для одних — это повод к унынию, тревоге, то истинно верующий скажет: «За все, слава Богу! По достоинству нам, и в пользу нашу дает нам Господь!». А если эти обстоятельства пришлись еще и на пост, то и за это слава Ему!
Погода усугубила наши молитвы, сделала их более глубокими и искренними. Трудно молиться в жару. Но, когда вспоминаются муки, которые Господь терпел, пригвожденный к Кресту, то невольно проникаешься мыслью: «Если такое терпел безгрешный Господь, Бог и Спаситель мой, то не пристало мне жаловаться на неудобства жизни. Дай-то Бог, чтобы пост, соблюдаемый мною, принес достойные плоды покаяния».
Ощущение присутствия Бога
есть моменты райской радости...
Но таковым ли был наш пост? И чего мы достигли духовного нашими постными молитвами? Было ли у нас тесное общение и сокровенная беседа с Богом? На это можно ответить только своим душевным состоянием. Если мы пребываем в мире с собой, если внутри нас мир и покой, то тогда определенно можно сказать, что мы своим постом и молитвами достигли многого. Если же мир не царит в душе нашей, если мы по-прежнему в разладе с собой, тогда пост и молитва наша были тщетными для строительства нашей души, и теперь только покаянием, полным и искренним можем достичь желаемого.
«Тело постящегося, не отягощаясь пищей, становится легким, укрепляется для принятия благодатных даров». Так наставляют нас святые отцы. Но не сетовали ли мы от перемены пищи? Постясь, разве не мечтали о разносолах? «Пост укрощает желание плоти, смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, устраняет невоздержание». А каков был наш пост? Нет, не таков, о котором говорят святые отцы. Было желание плоти, и мы ему потакали. Нравом мы были круты, сердились на жен, поучали друзей, обличали власти. Гневались и сокрушались, не сдерживая порывы сердца, вместо того, чтобы разумом победить самого себя. Ум наш был бодр, но умствовали мы на темы мирские, не употребляя бодрствование на рассуждения духовные. Разве мы были спокойны сердцем? Нет! Тревоги и заботы о завтрашнем дне заставляли биться его учащенно, подневольно нагнетая страх: «а вдруг!!!». Были ли невоздержанны? Были!
Как мы ни старались, как мы ни молились, но победить плоть трудно. Нужно иметь веру великую для того, чтобы побеждать плоть.
Великая сила веры
«Унывая, никто не венчается; смущаясь духом, никто не приобретает победы». Поразмыслив, решили мы, что не достигли желаемого. Не уврачевали своих душевных недугов, и так и остались побежденные плотью, не примиренные в душе своей. Есть ли у Бога безвыходные положения? Нет и быть не может. Потому что Бог любит нас и ждет от нас исправления своего христианского жития. Он печется о нашей душе настолько, что Сына Своего Единородного послал на мучения и смерть ради нашего спасения. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Иоан.3:15-16)
В Господе нашем Иисусе Христе имеем мы возможность, через покаяние, исправление нашей христианской жизни. И тогда Кровью Господней омываем мы душу свою от грехов. Каясь на исповеди, «Согреших Тебе един аз, согреших паче всех, Христе Спасе, да не презриши мене». «Не будь жесток сам к себе, а припади к Богу с покаянием», — пишет Ефрем Сирин.
«Дивное дело. Тот же человек, который благоговеет пред Творцом и видит Его творение в прекрасном, восхитительном виде и бывает полон удивления, любви и благоговения пред Ним, — бывает, способен и к низким, нечистым, греховным, лукавым помыслам и чувствам плотским, и может воображать в уме самые нечистые скотские вожделения и наслаждения, и глубоко оскверняться в своих помыслах и чувствах». Эти слова принадлежат Св. праведному Иоанну Кронштадтскому. Действительно, что это за противоречие в нас. Почему мы себя на деле и оскверняем? Почему мы называем себя великими грешниками, когда прежние грехи, в которых мы покаялись, Господь смыл с нас Своею кровью, пролитой на Кресте? Потому что великие грешники мы не прошлыми грехами своими, а будущими, без которых не можем жить. Для нас подвиг душевный — постоянно бороться с нечистотою внутри тебя и отвоевывать то утерянное благородство духа и чистоту души и тела! Истинно, Царство Небесное усилием берется, и употребляющие усилие получают его (Мф. 11, 12).
Православному христианину необходимо постоянно проводить «ревизию» своего духовного состояния, задавая себе все лишь навсего один вопрос: «В мире ли я с самим собой?».
Если есть полная уверенность, что в душе действительно царит мир, то следует двигаться далее в направлении строительства своей души. По песчинке, по камушку строить и поддерживать этот мир. Если же в результате «ревизии» окажется, что есть нечто, что вносит диссонанс, разлад, тревогу, то немедля необходимо, прежде всего, определив причины и обстоятельства, заняться восстановлением этого мира. Вопрос: «Что меня тревожит?», не должен остаться без ответа. Если на него невозможно ответить, поскольку не всегда нам, в силу своей гордыни, видны причины разлада, то следует вопрошать об этом Бога через своего духовника. И когда ответ найден, немедля приступить к восстановлению этого мира через основные инструменты: искреннее покаяние, смирение, терпение, а главное — любовь. Именно ту любовь, о которой говорит Господь наш Иисус Христос.
Так мы исправляем свое христианское бытие с помощью Бога. Поскольку только Ему возможно это. «…Отец ваш Небесный раньше вас знает, в чем вы имеете нужду». (Матф.6:32,34). И пусть будет для всех нас Слово Божие источником чистоты, правды, света, необходимым для исправления нашего христианского бытия. Поскольку — это наша главная работа в этой прекрасной и столь нестабильной земной жизни.