Проповедь
Из писем Иоанна Крестьянкина
Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина), написанные в последние годы его земной жизни разным лицам. Они содержат в себе и наставление в молитве, и совет в выборе жизненного пути, и осуждение всяких попыток уклониться от православного учения; они — о Боге, о Церкви, о мире, о человеке, о том, что вся наша жизнь должна быть устроена по заповедям Божиим, — только в этом залог нашего духовного спасения.
Путь к Богу
Дорогая о Господе Н.!
Читай-ка лучше Святое Евангелие, да молись Богу дома, и в церковь ходи на праздничные и воскресные службы.
Нам, дорогая моя, к Богу надо стремиться, и Его одного искать в жизни. Даст Бог духовного руководителя, так твое сердце в мире, тишине и радости примет его, а если такого нет, то и не смущайся, не ищи.
То, что Вы повенчались с супругом, — милость Божия. Ведь Вы живете семьей, и теперь получили на это Божие благословение, а до этого таинства и вы во грехе, и чада ваши — плод греха. Терпеть легче все семейные невзгоды, неся свой Богом благословенный крест. Крест-то нести все равно приходится, но теперь ваше терпение будет во спасение вам и чадам вашим. Почитайте 1-ое послание к Коринфянам, гл. 7. И станет ясно, какие благословения даются в Св. Писании на семейные отношения.
Дорогой инок А!
К Богу путей не счесть. Но две дороги, которые образуются многими нашими тропами к Богу, — это путь пастухов-простецов и путь мудрецов — очевидны.
И в Церкви нужны, и очень нужны и те, и другие. А встать надо на тот путь, который созвучен нашему внутреннему человеку. И высокая мудрость достигала глубин духовного озарения, и молитвенная простота не отставала от мудрости.
Дай Вам Бог по сердцу Вашему и уму труды и умственные, и духовные.
Самость, своеволие
Дорогая Н.
Читай чаще и внимательнее Апостола и там ты найдешь аналогичный твоему нынешнему состоянию пример:
«Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю...» Прочитай до конца Послание к Римлянам св. ап. Павла, гл. 7 от ст. 14. Почитай и утешься тем, что идешь общей стезей, и из этого научись надеяться не на себя, не на свои силы, не на свои труды, но на Бога и Его милосердие в помощи нам. Ибо без Него мы малейшего сделать не можем и понять это — очень важно. Понять не умом, но всем существом на деле. Вот и ты познаешь начатки. Дай Бог, чтобы они, эти знания, не ввергли тебя в безнадежие, но дали бы радость полной отдачи Богу себя и память, что все доброе от Него и все Им.
А мы все тайно на свою праведность уповаем, а её нет, и мы болеем отчаянием. Сокрушить же самость нашу и гордыню сами мы не можем, вот и помогает нам в этом Господь. Не унывай, но кайся и радуйся.
О будущем поговорим, когда приблизится срок окончания учебы, но ты-то в себе ищи, к чему же склоняется твое сердечко. Ничто не возбраняется нам, но выбор тебе придется делать самой и независимо ни от мамы, ни от меня, в этом обязательно должна быть свободная воля каждого. Прислушивайся к себе.
Божие благословение тебе.
Раба Божия Л.!
А ведь муж-то Вам правильно говорит. В одном только он ошибается: не на Бога Вы их променяли, а на свою самость. О каком монастыре Вы говорите — семейный человек, ответственный и за супруга, и за дочь. Был бы у Вас на руках младенец, разве стали бы Вы от него требовать то, что он дать не может. Вот и близкие — Ваши духовные младенцы, а у Вас ни терпения, ни любви настоящей нет. А где это написано, чтобы супруги жили так, как Вы придумали. Не буду Вам ничего советовать. Умудри Вас Бог.
Дорогая М. Е.!
Поспешил я заглянуть в труд Ваш, в Ваши воспоминания.
Насколько я помню, я был против написания их, когда Вы обращались ко мне за благословением перед началом дела.
И потому, что Вы не пожелали обратить внимание на мое мнение, не говорю уж «на благословение», я решил не откладывать полученную книгу, а узнать, что же Вы вспомнили и о ком вспомнили.
Огорчению моему, дорогая писательница, несть предела. Кого ославить решили Вы?
— Старцев, которые ушли в вечность и уже не могут воспрепятствовать Вашему безумию;
— тех, кто еще жив и кому Ваше творчество в будущем, да и сейчас уже доставит много бед, горя и переживаний;
— себя, чтобы весь свет знал о знаменитой страстотерпице монахине М., и которая тем лишится всех плодов своего терпения пред Богом. Так вот именно потому, что от Вашей писанины никому не будет никакой пользы, а один только вред, и в первую очередь Вам самой, я запрещаю Вам распространять Ваши воспоминания.
М. Е., если я узнаю, что Вы опять ослушались меня, то не обижайтесь на меня, если я откажу Вам в общении со мной на будущее.
Как же Вы, пройдя суровую школу действительности, не сделали для себя никаких выводов, я не говорю уже о полнейшей бездуховности в отношении к себе, к своим близким, к дочери, к людям живым и усопшим...
Ваша книга — дело вражье, а потому соберите все экземпляры книги и уничтожьте их, не оставляя себе это искушение на посмеяние врагу. Вот и все, что хотелось скорее сказать Вам по поводу Вашего своеволия. Простите.
Любовь к Богу и ближним
Дорогая И.!
Я стар и руководить Вами в жизни не могу, да и никто другой за Вас жить не будет. Вам хорошо бы не опираться на букву закона, но жить в духе его. Тогда, поверьте, Вы бы и дочь не оттолкнули от себя и сумели бы понять ее, тем более это Вам не трудно, потому что сами Вы до недавнего времени жили теми же интересами, к которым теперь тянется и она.
А любовь и понимание дали бы и разумение той золотой середины, что нужна сейчас в отношении с дочерью. Еще никто насилием не достиг ничего доброго. И если бы христианство насаждалось кулаком, то его давно бы не было на земле. А Господь-то есть любовь. И любовь все живее понимает и чувствует. А теми методами, которые приняли Вы по отношению к дочери, Вы только надолго, если не навсегда, оттолкнете ее от Бога и Церкви. Умудряйтесь.
Дорогой о Господе Е.!
Письмо ваше получено, и молюсь я, чтобы Вы укоренились на пути самопознания. Но добавлю к этому еще и то, чтобы не искали помощи ни в чем и ни в ком, кроме Спасителя. У него Сила реальная. И Сила эта приходит к нам только при осознании нами своей реальной и действительной немощи. И тогда Сила Божия в немощи совершается и действует.
А любовь к Богу и страх Божий уже теперь оградят Вас от смертных грехов. Дело же спасения длится всю жизнь. Умудри Вас Бог!
Т., а вспомни-ка,
как ты начинала учиться в школе грамоте, и примени этот метод обучения к себе в духовной жизни. Не спеши, не корежь и не сокрушай ни себя, ни семью свою, а поступай всегда вдумчиво в каждой житейской ситуации. Да еще не забудь сказать: «Господи, помоги! Господи, вразуми!» Вот и будешь учиться. Главное в этой науке — научиться владеть и управлять не другими, а собой. Бог есть любовь, и пребывающи в любви в Боге пребывает. Вот и вся наука. Учись любить других, учись жалеть других, и радость поселится в уме и сердце.
Дорогая матушка М.!
Божие благословение тебе. Вот и для нас с тобою пришло такое время, когда жить надо не как хочется, но как Бог велит. И это воля Божия о нас. И думай, дорогая матушка, о том, что земного пути нам осталось на полстопы, и терпеть нам совсем мало. И милость Божия покроет наши немощи. И Тот, Кому ты служила всю жизнь, и Кого любила, примет тебя в вечную радость и покой. А досаждающей тебе все прости и пожалей ее, ведь она не ведает, что творит.
А Господь-то — любовь бесконечная, и только любящие могут соединиться с Ним.
Дорогая о Господе Л.!
А жить Вам надо с мамой до тех пор, пока не вымолите ее для Бога, пока и она вместе с Вами не переступит порог Церкви. Умудряйтесь в тайниках своего сердца жить напряженной жизнью христианки, но только в тайниках, пока Ваша любовь к Господу и к маме не приведет и ее на путь спасения. До того времени речи о монастыре и дум о нем быть не может. Потрудитесь. Если Вы устремитесь опередить Богом определенный Вам путь развития духовного, и отметете то, что Господь дает Вам пережить, то Вы погубите маму! А ей надо помочь найти путь к Богу. И это делается только любовью.
Дорогая о Господе Е!
Духовная жизнь — это труд упорный, нескончаемый на всю жизнь. И в этой борьбе бывают победы и поражения. Но все превозможем о имени Иисусовом. И горе человеку, когда он вдруг по вражию наущению увидит себя вполне благополучным и довольным. Так и Вы хорошо, что вполне осознаете свою немощь, — отсутствие любви. Вот об этом и попекитесь и не называйте Ваши труды и усилия лицемерием. Нет, не лицемерие это, а искреннее желание иметь то, чего нет, но что крайне необходимо. Почитайте 1-ое Послание к Коринфянам, гл. 13 — о любви. Выпишите себе эту главу, чтобы иметь ее пред глазами. А еще первая ступень к любви — жалость. Пожалейте детей, которых Вы учите, ведь они искалечены от младенчества взрослыми, которые ничему не научили их и не научат, не имея к этому ни желания, ни понятия. Несчастные дички, готовые на погибель, если Господь не призрит Своею милостью и не войдет в их жизнь когда-нибудь.
Вы испытываете нужду во внимании. Не гораздо ли острее ее испытывают дети? Вот и замените страх пред детьми вниманием к каждому, не ко всем вообще, но к каждому. Любовь к человечеству — словесный блуд, любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, — дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью. Так что, Л., не смущайтесь, трудитесь. Вам и Т. Божие благословение.