Проповедь


29.07.2008

Очищение сердца

Блажени нищий духом, яко ваше есть Царствие Божие. Это первая ступень заповедей блаженства, первая и необходимая; смирение. Все преподобные подвизались, прежде всего, в смирении. Они смиряли себя постом и молитвою.

Пост есть воздержание, и они во всем являли сугубое воздержание: и в пище, и в питии, и в сне, всячески смиряя плоть свою. И дьявол ополчался на них, и мip, то есть мiрские люди, которые не думают о духовных вещах и находятся в разной степени под действием вражьей силы.

Mиp все устрояет в противовес духовному. Это мы знаем. По крайней мере, многие знают на собственном опыте. Здесь, в храме Божием, совершается богослужение, праздник празднуется, а там, в мiру, делается все, чтобы человека отвлечь от богослужения, не допустить его до храма, до молитвы. Враг и естественные наши потребности превращает в излишества: в еде, в питье, в сне, в расслабление.

 

Поучения

...Многие ищут простоты в делах неважных — в пище, в одежде, в этикете; в делах же важных становятся сложней. Только одна простота стоит стараний — простота сердца, простота удивления и хвалы...

...Если мы правильно увидим долг и долю человека, жизнь наша станет простой в единственно важном смысле слова. Всякий прост, когда искренне верит, надеется и любит. Тем же, кто вечно толкует нам о диете или о сандалиях, напомним великие слова: «Итак, не заботьтесь и не говорите: «Что нам есть?», или: «Что нам пить?», или: «Во что нам одеться?», потому что всего этого ищут язычники и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».

Вот лучшее правило жизни и лучший врачебный совет. Здоровье — как и сила, и красота, и благодать — дается тому, кто думает о другом.

Сколько человеку нужно пищи? Это один Бог знает.

Во время Второй мировой войны люди не день, не два, а годы скудно питались и трудились. Да еще как трудились! Я сам беседовал с одной старушкой (Царствие ей Небесное!), у которой было восемь сыновей, и работала она дояркой. Коров кормила, доила, убирала за ними. И еще — восемь человек детей! Она говорила: «Я почти и не спала, и не ела». Ведь она все отдавала детям, ела, если что оставалось.

Поэтому, когда говорят, что преподобные иногда вкушали раз в день, иногда — раз в неделю, что они почти не спали, пребывая в молитве, — в этом нет ничего невероятного. Жила же эта женщина, да еще сколько трудилась. И они тоже трудились. Они все время пребывали в трудах.

Преподобные пребывали в подвиге не из-за жизненных обстоятельств, а добровольно, смиряя себя. Мы же настолько слабы, что не можем ничего себе запретить, не можем ни в чем себя остановить, ничего не можем потерпеть, даже заставить себя встать, когда нужно.

Не желая ничего потерпеть, мы все время сто- нем, ропщем, раздражаемся, гневаемся. И это свидетельствует о том, что мы находимся в рабстве у греха и страстей, у своей плоти, в плотоугодии.

В духовном понимании то, что нам иногда приходится терпеть, есть милость Божия, которая нам посылается для того, чтобы мы почувствовали свою немощь и силу Божию. Господь сказал апостолу Павлу: Сила Моя в немощи совершается (2 Кор. XII , 9). Когда ты чувствуешь свою немощь и, несмотря на это, милостью Божией, все-таки живешь, Господь помогает, то начинаешь понимать, что живешь ты благодатью Божией, силой Божией.

Обычно мы живем и не думаем о том, что все, что у нас есть, это дар Божий. Все дарования — это дар Божий. Но мы живем, действуем и думаем, что это мы сами все устраиваем в своей жизни. А апостол Павел говорил: Благодатию Божиею есмъ, еже есть (1 Кор. XV , 10). То есть, все во мне есть дар Божий. Святые все приписывали силе Божией, себе в заслугу ничего не ставили.

Преподобный Сергий. Слава его была велика. Даже представить себе трудно славу преподобного Сергия! Вся Русь знала его. Его имя было для всех главным авторитетом. Он воскрешал умерших и исцелял больных, провидел будущее. И, несмотря на это, считал себя хуже всех. Он был воплощенное смирение. Ходил в заплатанном подряснике, плотничал, работал на огороде. Мы же, не имея ничего доброго, имеем самомнение непомерное. Любое замечание, сказанное нам, вызывает в нас, по меньшей мере, раздражение. Если мы и остаемся внешне спокойны, то внутри у нас все кипит, мы начинаем внутри себя проговаривать в ответ целую тираду, «стирать своего противника с лица земли». Это показывает то, что у нас нет смирения.

А без смирения, как говорят святые отцы, нет никакого духовного движения. Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (1 Пет. V , 5).

О смирении святых очень хорошо сказал митрополит Московский Филарет. Был он однажды на богослужении в Троице-Сергиевой Лавре, где в то время присутствовало множество архиереев и архимандритов, к которым принято обращаться: ваше высокопреосвященство, ваше высокопреподобие. И тогда перед ракой с мощами преподобного Сергия митрополит Филарет сказал:

— Вот все вокруг слышу: ваше высокопреосвященство, ваше высокопреподобие... Один ты, отче, просто преподобный...

Действительно — просто преподобный. Но эта простота святых так высока...

Один из оптинских подвижников, когда ему кто-то сказал: «Вы, батюшка, очень просто говорите», — ответил: «Да я двадцать лет этой простоты просил у Бога».

И в этом — суть христианства. Вот строй бесовский: хватай, жми, наслаждайся. И строй евангельский: Болий же в вас, да будет вам слуга (Мф. XXIII , 11 ), В Mipe скорбны будете (Ин. XVI , 33), вси хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут (2 Тим. III , 12).

И брань между строем бесовским и христианским идет все время: уступить или настоять, сделать по-своему или послушаться, сказать или промолчать?

Один из святых отцов сказал: «Когда говорил, иногда жалел. Когда молчал, никогда не жалел». И это точно.

Конечно, можно иногда и сказать, но только если в душе — мир.

А если в груди все бурлит, тогда все это в твоих словах наружу и вылезет: От избытка бо сердца уста глаголют (Мф. XII, 34). То есть, что в сердце есть, то и вылезет, и скрыть это никак невозможно.

Эти истины очевидны, и мы буквально на каждом шагу с этим сталкиваемся, но, к несчастью, часто об этом забываем.

Преподобные отцы постоянно жили евангельской заповедью: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф. VI, 33). Вот это — самое главное.

Отец Сергий Мечев говорил: «Чем преподобные от нас отличаются? Постоянством». Мы же отличаемся только непостоянством. Иногда у нас порывы: можем встать помолиться, иногда — попоститься. А потом проспать и вообще не молиться. Потому отец Сергий и сказал одной своей духовной дочери: «Иногда с вас можно писать икону, а иногда — бульварный роман». Причем наши состояния меняются так быстро, как сюжеты в телевизоре: то вылезает одно, то другое. Подвиг преподобных заключается в очищении сердца через покаяние, труды, воздержание. Мы же нечисты сердцем, поэтому и видим все нечистым. Как святые отцы говорили: в других мы видим то, что нам понятно по нечистоте нашего сердца. Или, как в народе говорят, на свой аршин меряет, понимает в меру своей испорченности. Это буквально так. Поэтому, когда мы что-то видим — особенно, когда о чем-то «догадываемся», — то это Господь нам показывает то, что есть в нас, от чего нам самим нужно освобождаться.

Святые жили в пустынях, в дебрях. Вокруг них никого не было. Но они духовным взором видели в самих себе всякую нечистоту и старались от нее освободиться. Как говорит апостол Павел, Сам искушен быв, может и искушаемым помощи (Евр. II, 18). И потому мы к ним обращаемся за помощью в молитвах, чтобы они и нам помогли очиститься и войти в Царствие Небесное. Аминь.

протоиерей Валериан Кречетов