Проповедь


30.09.2010

О лютой и славной кончине

Одному благочестивому монаху прихожане задали вопрос: «Почему иногда добрые и честные люди умирают худой смертью, а злые и порочные — смертью хорошей». Задумался монах... «Что и говорить! Об этом только Бог и знает. А ему же откуда это знать, если Бог ему не откроет, почему так бывает в этой земной жизни?». Но Бог открыл ему Свою тайну — потому что у Бога никогда никаких тайн от человека не бывает. А открыл он монаху ответ на этот вопрос через вот такую притчу...

«Был пустынник, старец жизни святой. Послушник его в одно время отлучился в город, который был недалеко от их пустыни. В городе погребали тогда градоначальника, человека злого, порочного. Погребение, однако, было пышное: гроб был великолепный, провожало покойного все городское духовенство, народу было тьма, всякого звания и состояния...

Послушник пустынника, посмотрев на погребение и сделав свои дела, возвратился в свою пустынь. Что же он увидел? Святого его старца растерзал лютый зверь. «Увы, Господи, где же правда? — возопил ученик. — Злой градоначальник умер так славно, погребен так пышно, а мой святой старец...»

Когда он плакал так, взывая к Богу, пред ним предстал Ангел и сказал: «Что ты плачешь о лютой кончине своего учителя и завидуешь славной смерти градоначальника? Тот градоначальник, живя в грехах, однажды сделал одно доброе дело и в награду за то славно погребен на земле. Но за злые свои дела он понесет наказание: муки вечные ожидают его в будущей жизни.

Твой же учитель, святой старец, всю жизнь делал угодное Богу. Но, как человек, однажды учинил некоторый малый грех и за этот-то грех умер такой лютой кончиной. Зато теперь он будет чист от своего греха и потому, несомненно, будет в раю».

Почему иногда добрые и честные люди умирают злой и мучительной смертью, а злые и порочные умирают славной и по видимости спокойной кончиной?

Вот как разрешает это недоумение святитель Афанасий Александрийский. Он говорит в одном месте, что благочестивые, умирающие горькой смертью, имели какой-нибудь малый грех, от которого такой бедственной смертью разрешились, чтобы удостоиться больших почестей. И потому, когда вы видите или слышите о лютой смерти праведного и славной кончине порочного, то не смущайтесь, а научайтесь из этого тому, как всегда правдивы неисповедимые суды Божии. У Бога никакое доброе дело не остается без награды и никакое худое дело не остается без наказания. В Боге нет лицеприятия: доброе и в порочном Бог оборачивается для нас добром, а зло и в праведнике оборачивается назиданием на будущее, что надо нам стремиться к покаянию и к исправлению своей христианской жизни.

Итак, не слишком радуйтесь, когда в вашей жизни все удается, когда во всем вы успеваете: быть может, Бог воздает вам за ваши труды в сей жизни, а для будущей ничего не оставит; все здесь получите, а там для вас не будет ничего. И особенно бойтесь своего счастья, когда вы за свое счастье Бога не благодарите и ближних не делаете счастливыми. С увеличением вашего счастья непременно надобно вам умножать благодарение Богу и прибавлять заботы о счастье других. Бедственно для того счастье, кто не делает счастливыми других. А как нелегко, как трудно при счастье своем помнить о несчастье других!

Но не предавайтесь излишней скорби и при несчастье.

Всякое несчастье, и малое и великое, посылается нам от Бога в назидание, в исправление нашей христианской жизни. И Бог никогда не наказывает нас, потому что Бог — есть Любовь. Великая и бескорыстная Любовь, которой не бывает у людей. Любовь не наказывает. Он стремиться осчастливить нас, грешных и недостойных этой Любви.

В чем же счастье человеческое? На этот вопрос люди отвечают разно. Для одних счастье, это удовлетворение всех человеческих желаний. Для других семья, дети, карьера, здоровье. Но для христианина счастье, когда он в мире с самим собой. И этот мир он приобрел от Бога. Когда он стремится обрести вечность смирением, терпением, кротостью, верой и добрыми делами. Он верит, и вера его глубока, что эта жизнь мгновенье, а та жизнь вечность. И не в том суть, как погребут его тело в этом мире, а где будет душа его в том мире. Бог спасает нас, и все делает для этого.

Но спасем ли мы себя сами с помощью Божией? Аминь.

Иеромонах Марк (Гоголашвили),
насельник Раифского монастыря