Святыни


27.02.2003

По святым местам.

паломническая служба казанского подворья
Раифского богородицкого мужского монастыря

Паломники в Цивильске (Чувашия). 2002 г.Для каждого христианина вера является тем богатством, о котором он неустанно печётся. Действительно, в наше суетное и цивилизованное время всё меньше остаётся времени для Господа «в зраке раба». Паломнические поездки дают возможность соприкасаться со святынями: чудотворными иконами, мощами, намоленными храмами. Присутствие на богослужениях, исповедь и беседы со священнослужителями дают возможность жить жизнью «единой святой соборной и апостольской церкви» России, её церковно-славянского пространства. Многие люди укрепляют вместе с верой и телесное здоровье, омываясь в святых источниках. Большое вдохновение бывает и от общения паломников друг с другом.

...На какое-то время, садясь в автобус, мы выпадаем из привычного течения жизни, устремляясь в совместной молитве о благополучном путешествии в состояние единой семьи, переживая единым сердцем соприкосновение со святыми местами России. И всегда Господь благословляет ищущих Его, а Матерь Божия утешает в трудностях странствий через добрых и сердечных своих служителей, которые всегда найдутся в посещаемых нами святых местах. Люди, делясь впечатлениями о благодати их обителей, получают в нашем лице признание их трудного служения, и по всей России протягиваются светлые лучики дружбы, молитвы и узнавания тружеников церкви. Ведь Сам Господь заповедал нам не забывать общение и благотворение.

Наряду с долговременными поездками по крупным монастырям и храмам других епархий мы стараемся посещать храмы и обители нашего края. Можно найти видеофильмы, книги, буклеты о всемирно известных русских обителях, которые мы посетили, — такие, как Троице-Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь, Донской, Данилов, Покровский монастыри, Серафимо-Дивеевский монастырь, Ново-Иерусалимский монастырь, монастыри Царственных Страстотерпцев и Новомучеников российских, старинные храмы Петербурга, Москвы, Владимира, Мурома, Оптина пустынь, Серпуховский монастырь... В этих обителях и храмах мощь и слава Руси Православной.

Иное дело — тихие храмы и монастыри, зачастую «спрятавшиеся» вдали от городов и оживленных трасс. И дорог к ним нет удобных, и люди в них редко заходят. Но именно от их посещения возникает в душе тишина, мир и простая теплая молитва.

Настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери иеромонах Михаил. Аркатово, 2002 г.Хочется поделиться впечатлениями о посещении именно такого храма в честь Смоленской Иконы Божией Матери в селе Аркатово Пестречинского района Татарстана.

Не раз от верующих людей мы слышали о том, какое это благодатное место. И вот на Крещение Господне мы организовали паломническую поездку в Аркатово. Прекрасный храм с колокольней виден был за несколько километров. Он был построен на средства боярина Аркатова Дмитрия Петровича в 1746 году. Аккуратно побеленный и выкрашенный, окруженный добротной оградой, для небольшого села он казался слишком величавым. Необычные кресты на куполах с венцами у основания, как оказалось по преданию, явились делом Божьего вмешательства в дела человеческие. При венчании молодой пары еще в XIX веке венцы неожиданно взлетели и опустились на основания купольных крестов. Оказалось, что венчались брат и сестра, осиротевшие и разлученные в детстве...

Когда мы вошли в храм, пришлось ждать начала службы еще два часа, пока настоятель иеромонах Михаил исповедовал всех причастников. Времени никто не заметил, оно просто исчезло. Мы попали в вечность. Состояние благодати можно частично охарактеризовать тем, что человек «выпадает» из своего времени во время иное — Евангельское. Он начинает жить в присутствии ангелов, святых, Божией Матери и самого Господа, незримое присутствие которых явственно ощущается в храме.

Надо сказать, что этот храм в советское время не был закрыт. Прежде на этом месте была обретена Седмиозерная икона Божией Матери, и Царица небесная не допустила разграбления этого святого места.

Храм Смоленской иконы Божией Матери. Построен в 1746 году. Как только входишь в храм, сразу останавливаешься от неожиданности. Деревянное скульптурное в натуральную величину изображение страдающего на кресте Господа в окружении Божией Матери, Иоанна Богослова, Марии Магдалины и еще одной жены-мироносицы настолько сильно отождествляется с первообразами, что мы попросили матушку Надежду, монахиню, хранительницу этого храма, рассказать о нём.

Хотя на Трурском соборе 1691 года было запрещено скульптурное изображение Господа и святых, часто в старых храмах можно встретить трогательные деревянные скульптуры Распятия или Господа в терновом венце. В Аркатово это распятие попало из Елагинской церкви. Когда лошади везли это большое Распятие и поравнялись с Аркатовской церковью, они встали. И никакие силы не могли сдвинуть их с места... Так с 30-х годов эта скульптурная композиция и украшает этот храм. Да и другие святыни нашли здесь приют — икона Божией Матери «Трёх радостей», иконы святителя Николая, Ильи-пророка, Архангела Михаила, Неопалимая Купина, Знамение и, наконец, чудотворная Смоленская Седмиозёрная икона Божией Матери, которая и спасла храм от поругания. А с ним и многие святыни из окрестных разрушенных церквей.

Возле храма имеются святые целебные источники — «Глазной», который излечивает глазные болезни, «Солдатский» — где получил исцеление солдат, и главный — Смоленской иконы Божией Матери, который издавна привлекает паломников издалека. Сейчас над ним сруб, удобный для купания.

После революции, когда пришли вооруженные чекисты с красными флагами, клир решительно встал на защиту родной церкви. Но ключи от церкви всё-таки попали в руки безбожников — они собирались устроить в храме склад для пшеницы. И тогда Господь явил еще одно чудо — на полу храма выступила вода и не уходила много дней. Так Матерь Божия сохранила для нас этот удивительный храм.

Сколько людей в годы безбожия находили и черпали исконно русскую веру! Сколько паломников приезжает сейчас сюда за помощью к гостеприимным отцу Михаилу и матушке Надежде! И каждый находит здесь ту частицу тепла, которая зажигает лампаду его сердца. И свет этого храма идет от сердца к сердцу через души побывавших здесь.