Святыни


04.01.2006

Синай. Раифская лавра

Наиболее пространное повествование о древней Раифской обители мы находим в сказаниях о первом (в начале IV века) и о втором (в V веке) избиении преподобных отцев, в память о чем и назван Казанский Раифский Богородицкий монастырь...

Были иные, более поздние, нападения кочевников-арабов, вследствие которых синайские монахи обратились за помощью к византийскому императору святому Юстиниану Великому, его повелением были заново отстроены в VI веке Синайский и Раифский монастыри.

Несмотря на такие гибельные разорения, Раифа быстро достигала процветания. Об этом косвенно свидетельствует знаменитая «Лествица», настольная книга монахов, — это обширное послание святого Иоанна, игумена Синайского, святому Иоанну, игумену Раифскому, написанное в том же VI веке.

Прямые свидетельства о духовной высоте раифских иноков той поры мы находим в книге «Луг духовный» блаженного Иоанна Мосха. В ней — краткие рассказы о подвижниках разных древних обителей, которые Иоанн посетил с будущим святым патриархом Иерусалимским Софронием, автором дивного гимна «Свете тихий». Упоминается и тот самый игумен Иоанн Раифский, по просьбе которого составлена «Лествица».

«Лавра» — так именует Иоанн Мосх Раифскую обитель. Такое название первоначально давалось монастырям, где было нечто среднее между пустынножитием и общежитием (киновией). Затем стали так называть наиболее значительные монашеские обители; в русской Церкви сейчас четыре Лавры — Киево-Печерская, Почаевская, Псково-Печерская и Троице-Сергиева, как было определено еще до революции.

В наше время Раифская пустынь также стремительно возрастает после двух полных разорений, и по своему значению быстро выдвигается вперед. И можно предположить, что заложенная в самом названии преемственность с древней Раифой может принести те же плоды…

19,45 Kb

Итак, перед нами главы о Раифе древней из книги Иоанна Мосха, изданной в Москве в 1853 году.

Глава 16

Был некий старец в Лавре Аввы Петра, близ св. Иордана, именем Николай. Сей рассказывал нам следующее: «Когда я был однажды в Раифе, нас было послано три брата на служение в Фиваиду; проходя через пустыню, сбились мы с дороги и блуждали по оной. Издержав воду и не находя оной несколько дней, начали истаявать от жажды и зноя. Не имея сил продолжать пути, нашедши в сей пустыне деревья, лег каждый из нас, где нашел тенистое место, ожидая смерти от жажды. Я легши пришел в исступление и вижу водоем, полный воды, и двоих некоторых выше на берегу водоема стоящих и черпающих деревянным ковшом. Я начал просить одного:

— Сделай милость, господин, - говорил я, — дай немножко воды, я умираю.

Но он не хотел дать. Другой, бывший с ним, говорит:

— Дай ему немного.

Тот отвечает:

— Не следует давать ему, потому что он слишком не радит о себе (т.е. о спасении души).

Другой сказал ему:

— Точно, точно, он нерадив, нерадив; но ради странничества его дадим ему.

Таким образом, дал мне. Давая же мне, пригласил и бывших со мною. Таким образом, напились мы все трое, и тотчас получили силы, и продолжая путь другие три дня не пивши, наконец, достигли селения».

Глава 115

Авва Андрей Мессинский рассказывал нам следующее: «Когда я был еще юношею, ушел с Аввою своим из Раифа, и пришли мы в Палестину. Здесь мы остановились у одного старца; старец, принявший нас, имел одну монету. Забыв, где положил ее, он подозревал, что я, так как юноша, украл ее. Он говорил отцам, бывшим там, что брат Андрей взял монету. Услышав об этом, мой Авва призвал меня и сказал: «Андрей, ты взял монету старца?».

Я отвечал: «Прости, Авва, я ничего не брал, а имел мантию и продал ее за монету».

Взяв монету, пошел я к старцу и, поклонившись ему, сказал: «Прости меня, честный отче, сатана прельстил меня, и я взял твою монету».

Тут был один мирянин. Старец сказал мне: «Иди, чадо; я ничего не потерял».

Я опять поклонился и сказал: «Ради Бога, прими монету, вот она, и сотвори о мне молитву, ибо сатана внушил мне украсть ее и оскорбить тебя». Старец опять сказал: «Я ничего не потерял».

Когда же я не слушал его, то мирянин сказал мне:

— Точно, брат, вчера я пришел к старцу, и застал его в слезах на поклонах и в великой скорби. Увидев его, я сказал: «Сделай милость, скажи, что с тобою?» Старец отвечал: «Я оклеветал брата, будто он взял монету, и вот я нашел ее там, где сам положил ее».

Тогда старец получил от меня назидание, что я, не взяв монеты, принес ее и говорил: «Возьми монету — я взял ее».

Глава 116

К Авве Симеону Столпнику Дивногорцу приходит брат, одержимый нечистым духом, и просит, чтобы он помолился о нем и изгнал из него беса. Авва говорит ему:

— Где ты живешь?

Брат отвечал:

— В Раифе.

Старец продолжал:

— Удивляюсь, брат, какой труд ты понес, какой путь совершил, чтобы прийти ко мне, человеку грешному, между тем как имеешь в своей Лавре великих отцов. Пойди к Авве Андрею и проси его: чтобы он помолился о тебе, и исцелеешь.

Брат, пришедши в Раиф, пал пред Аввою Андреем, как велел ему Авва Симеон, и сказал:

— Помолись о мне, Авва!

Авва Андрей отвечает ему:

— Получил Авва Симеон дар исцелений.

И когда помолились о брате, брат тотчас исцелел и возблагодарил Бога.

Глава 117

Авва Сергий Раифский рассказывал нам об одном брате, бывшем некогда там диаконом, именем Мина, следующее.

Мина однажды по должности вышел из монастыря и возвратился в мир. Не знаем, что случилось с ним, только он оставил монашескую одежду и сделался мирянином. Потом, спустя много времени, он отправился в Феополь, и когда проходил Селевкиею, увидел издали монастырь святого Аввы Симеона Столпника и размышлял сам с собою: «Я его никогда еще не видал». Когда он подходил к столпу, Авва Симеон увидел его и духом узнав, что он был монахом и рукоположен во диакона, призвал своего служителя и сказал:

— Принеси сюда ножницы.

Когда он принес, то Симеон сказал ему:

— Благословен Бог! Постриги его, — указывая на Мину пальцем, так как у столпа были многие.

Удивленный словами старца и объятый страхом, Мина принял пострижение, думая только, что Бог открыл старцу о нем. Авва Симеон сказал ему:

— Сотвори молитву диаконскую.

И когда он помолился, говорит ему святой:

— Возвратись в Раиф, откуда вышел.

Когда же Мина говорил, что ему стыдно и не снести взора людей, Симеон опять говорит ему:

— Поверь мне, чадо, тебе нечего стыдиться. Отцы примут тебя с веселым лицом и будут радоваться твоему обращению. Знай и то, что Бог явит на тебе знамение, дабы ты знал, что Его милосердие простило тебе грех.

Итак, когда Мина пришел в Раиф, отцы приняли его с распростертыми объятиями и допустили его до священнослужения. Когда в один воскресный день он нес св. животворящую Кровь и Тело Бога Спаса нашего Иисуса Христа, вдруг выпал у него глаз. Из этого знамения заключили отцы, что Бог простил ему грех, по слову праведного Симеона.

подготовил
иеромонах Владимир (Овчинников),
насельник Раифского монастыря