Святыни


04.09.2006

Чудотворный образ Божией Матери «Грузинская-Раифская»

Каждый год весь православный мир в начале сентября со всей полнотой отмечает праздник иконы Божией Матери «Грузинская». В этот радостный день 4 сентября православные, как одна семья, возносят молитвы перед чудотворным образом в разных уголках земли. Посещающие Раифскую пустынь первым делом стремятся к знаменитому образу Божией Матери «Грузинская-Раифская»...

В престольный праздник Раифского монастыря Казанской епархии. Фото Дмитрия Катаргина

ОБРАЗ ЭТОТ воистину легендарен: помнит он и налеты черемисов-язычников на только что рожденный монастырь, и страшный пожар 1689 года, уничтоживший все монастырские строения , и жестокие гонения эпохи революции. Часто спрашивают: почему «Грузинская»? Да, действительно, ведь перед нами Одигитрия… В 1622 году, когда персидский шах Аббас покорил Грузию, среди многих трофеев была захвачена и древняя византийская икона Божией Матери, украшенная серебром, золотом, жемчугом и драгоценными каменьями. Образ от истребления спас, видимо, дорогой оклад… Алчный ум грабителя домыслил, что в неразрывном единстве трофей иноверцев будет стоить дороже. Зоркий глаз русского торговца, приказчика купца Егора Лыткина, Стефана Лазарева высмотрел на тегеранском суке (рынке) образ древнего письма, в котором Стефан знал толк.

С РАДОСТЬЮ купил он чудотворный образ Богородицы. Шел 1625 год. Стефан какое-то время хранил его у себя. В ту пору и сам купец в смутном сновидении видел икону в руках своего приказчика, но значение сну не придал. Когда же Стефан вернулся на родину и показал икону хозяину — Егору Лазареву, тот мгновенно вспомнил данное ему во сне наставление отослать Грузинскую икону в основанный на реке Пинеге в 1603 году Красногорский монастырь.

Отложил купец все срочные дела и отправился с вновь обретенным образом на север в Двинские пределы в Черногорскую область, где и исполнил виденное им ранее предзнаменование. Черногорская обитель находилась на гористой мрачного вида местности. А наименование «Красногорский монастырь» обитель получила лишь впоследствии. Вскоре слава о чудотворениях вновь обретенного образа широко разнеслась по городам и селам России. Уже при внесении образа в обитель получил исцеление монах Питирим, долгое время ничего не слышавший и не видевший. Так, с середины XVII века начинается новая история чудотворений древнего образа. Не случайно в 1650 году патриарх Никон, тогда бывший митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудотворениях этого образа Богородицы и установил празднование ему 22 августа (4 сентября по нов. ст.).

Сам Казанский митрополит Лаврентий, до назначения в Казань служивший на севере в Важском монастыре неподалеку от Черногорской обители, бывший свиделем чудотворений образа, решил приобрести точную копию. Лучший казанский иконописец, посланный Лаврентием в Черногосркую обитель, сделал точный список с Грузинской иконы, не отличимый от подлинника. Этот список и был вскоре доставлен в Раифскую обитель крестным ходом самим Лаврентием.

Для прибывшего образа была построена соборная церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери. Чудотворения Раифского образа широко известны и нет нужды их повторять. Важно другое: как византийский образ попал в Грузию? Что он представляет собой? Какова судьба оригинала — ведь Красногорский монастырь не избежал революционного разгрома начала XX века?

ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ иконы Божией Матери «Грузинская» позволяет отнести ее к XI веку. Столетием ранее по всей Грузии произошел поворот от традиций и обычаев иерусалимско-палестин-ской Церкви к традициям Константинополя. Проводниками этих традиций стали грузинские монастыри во главе с Иверским на Афоне, основанным в 982-988 гг. Здесь перенималось буквально все: от переводов греческой церковной литературы на грузинский язык до новых художественных приемов и стилей иконописи. Однако в творениях грузинских иконописцев тех лет все же сохранилась некоторая восточная грубость.

К концу XII века из Византии в Грузию пришел «комниновский» стиль иконописи с особой строгостью формы, особым каноном и одновременно с вниманием иконописца с персоналистическим характеристикам изображаемого образа. В Грузию широким потоком поставлялись шедевры комниновского иконного стиля. Они были образцами к подражанию, что, например, видно из росписи пещерного монастыря Вардзиа (1184-1186 гг.) или ряда местных икон из Сванетии, приближенных к комниновскому стилю. Академик Н.П. Кондаков так обрисовал эту проблему:

«Мы находим ряд списков особого типа (Елеусы?), погрудной Одигитрии среди древних образов, сохранивнившися в храмах и ризницах Грузии. Между ними, понятно, должны находиться такие иконы Грузинской Божией Матери, отчасти по причине грубого стиля в большинстве грузинских икон, отчасти же потому, что мы не знаем вполне точно Грузинской-Иверской иконы, мы не в состоянии ее выделить от варианта Одигитрии».

Подобный тип икон все современные исследователи Х. Бельдинг, С. Манго, Д. Мурики, К. Вейцман — относят ко времени примерно 1100 года. Тогда сложились канон и стиль комниновской одигитрии, тогда же началось ее шествие по земле, не прекращающееся и сегодня.

Был найден некий образ гармонии равновесия между аскетическими спиритуальными поисками и классической красотой материальной формы, что и составляет суть комниновского иконного стиля. Близ Влахен, вероятно, были иконные мастерские, поставлявшие за пределы империи шедевры своего времени. Так, оригинал Грузинской-Иверской попал в Грузию.

А какова же СУДЬБА ОРИГИНАЛА из Красногорского (Черногорского) монастыря? С закрытием его в 30-е годы образ Грузинской Божией Матери избежал истребления. Архангельские искусствоведы в числе других ценных образов, сумели перед войной передать его в Третьяковскую галерею. Там он прослеживался до конца 50-х годов XX века. Однако ревизия 1964 года, проведенная в фондах галереи, не обнаружила образа. Есть предположение, что он был либо похищен, либо продан советским правительством за границу. Факты такой продажи музейных ценностей имели место в советской истории.

Из этого следует, что список, находящийся ныне в Раифском монастыре, самый древний из известных.

Небольшой по размерам (аналойный типикон) он, тем не менее, занимает центральное, особое, место в одноименном каменном соборе Раифского монастыря. Храм этот, построенный в 1842 году известным зодчим М.П. Коринфским, после десятилетий мерзости запустения (с 1993 года) вновь стал местом пребывания главной святыни монастыря. Возвращение чудотворного образа наложило на храм некий божественный отпечаток. Как и в годы минувшие, во время исполнения церковных песнопений слышится здесь некий голос, звучащий на целую октаву выше и не принадлежащий никому из участников хора. И вновь зажигаются лампадки наших сердец перед чудотворным образом, согревая нас, помогая нам на тернистом жизненном пути.

Г. Мюллер,
историк-краевед