Святыни


31.08.2008

Теплая земля для виноградной лозы

Сюда не так-то просто попасть. Золотые луковки храмов хорошо видны с воды, с глади Свияги. Но когда оказываешься на узкой полоске берега, под громадой горы, поросшей вековыми деревьями, монастырь словно исчезает. Будто предупреждает: войти сюда может не каждый.

Но мы упорно ищем эту тропинку, что ведет наверх, в Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь, и, наконец, находим ее в зарослях. Оказывается, все просто — и дорога широкая, и до обители не так уж далеко, просто эту тропу надо увидеть.

Макарьевский монастырь

Хотя поначалу ничего не предвещало сложностей. Хорошая дорога в сторону Свияжска, затем — поворот на Введенку, небольшую деревеньку в Верхнеуслонском районе Татарстана. Введенка — место особенное. Через небольшой пролив, всего-то минут десять на моторке, можно попасть на Свияжск, он хорошо виден с берега. Так же минут десять на машине вправо по берегу, затем небольшой подъем в гору — и вы в Макарьевском. Благодать!

Окошки скромных деревенских домиков в Введенке все уставлены горшками с геранями, мы едем в полдень, и деревенька как вымерла, только у магазина, расположившегося в обычной избе, судачат местные жительницы. Свияга, когда по ее берегу едешь в сторону обители, местами обмелела и заболачивается, здесь — царство кувшинок, словно желтые цыплята разбрелись по отмели. Местные мальчишки ходят по ней с сетками — ловят раков. Покой, тишина, запах реки — праздность.

Обитель встречает нас сурово. Здесь о праздности даже и помышлять-то не приходится. Идеальная чистота на территории, белоснежные стены храмов и братских корпусов, опять-таки стена леса, на фоне которой обитель — как декорация на искусно выполненном заднике. Монастырь, как мы теперь видим, находится не на самой высокой точке горы, он расположился всего лишь на небольшой площадке. Как нам потом рассказали, чтобы попасть на самую верхушку горы, надо преодолеть еще 350 ступеней.

А в центре монастырского двора зреет виноград. Когда видишь его, словно переносишься куда-то в библейские места, и словно ты не на берегу Свияги, а где-то возле Иордани.

ОТДЫХ ПУТНИКА

...В 1439 году войска хана Улу-Махмета напали на обитель Пресвятой Троицы, основанную преподобным Макарием у Желтоводского озера. Обитель сожгли, монастырская братия погибла, а сам Макарий, которому тогда было 90 лет, попал в плен. В плену Макарий был кроток и обратил на себя внимание хана, который сказал своим воинам: «Для чего вы оскорбили такого доброго мужа, не спорившего с нами, и разорили его жилище? Или вы не знаете, что за таких кротких людей может прогневаться Сам Бог, Который есть один над всеми?» И хан приказал освободить страдальца. Макарий попросил освободить и других пленников, на свободу вместе с ним вышли 40 мужчин и несколько женщин с детьми.

Возвращаясь домой, Макарий остановился для трехдневного отдыха на правом берегу устья Свияги и облюбовал место для постройки обители, но хан запретил ему это делать. В дальнейшем старец построил монастырь в другом месте. Его завещание выполнил много позже, в середине XVII века, схимонах Исайя, инок монастыря преподобного Макария Желтоводского (этот монастырь находился на берегу озера Унжа).

Монастырь был невелик, в 1691 году была построена двухэтажная каменная церковь (верхний храм был освящен в честь Вознесения Господня, нижний — в честь Ватопедской иконы Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского). В этом храме находилась главная святыня монастыря — чудотворная икона преподобного Макария Желтоводского, принесенная схимонахом Исайей из Унжи, а также Ватопедская икона Божией Матери, привезенная в монастырь с Афона.

Храм был построен над могилой основателя пустыни — схимонаха Исайи. В 1764 году пустынь приписали к Свияжскому Успенскому монастырю и фактически закрыли. Но в 1798 году последовал указ императора Павла I о восстановлении монастыря. Предание вновь связывает возрождение монастыря с красотой места — император Павел, направлявшийся по Волге в Казань, отметил прекрасный вид с корабля и подписал ходатайство архиепископа Амвросия о восстановлении пустыни. Пустынь была восстановлена, но угодья имела незначительные и оказалась малоизвестной за пределами Казанской губернии. Тем не менее в XIX веке большинство монастырских зданий были отстроены в камне. Этим монастырь обязан помощи богатых свияжских монастырей и жителей Свияжска, часто посещавших пустынь, поскольку на монастырском кладбище (сохранявшем до революции погребения XVI века) были похоронены многие именитые горожане. В 1866 году была построена церковь в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость, к ней примыкал настоятельский двухэтажный корпус.

В сентябре 1918 года пустынь была разграблена красноармейцами, а к концу двадцатых годов ее покинули последние насельники — официального решения властей о закрытии монастыря не понадобилось. Отдаленность от населенных мест способствовала тому, что большинство монастырских строений сохранилось. В частности, сохранились (хотя и в ветхом состоянии) двухэтажный настоятельский и братский корпуса, два полукаменных братских корпуса. Сохранились оба монастырских храма. Цела и каменная часовня над источником, у которого, по преданию, останавливался Макарий Унженский. В 1997 году монастырский комплекс был передан Казанской епархии.

Впрочем, когда мы говорим о том, что монастырь частично сохранился, в этом есть некоторое преувеличение. Перед перестройкой в Макарьевской обители находился санаторий для детей, больных туберкулезом, когда он из-за нехватки средств закрылся, монастырский комплекс остался бесхозным, И тут уж его грабили все, кто захочет, — выламывали окна, снимали крыши, жгли, в это время были утрачены уникальные фрески.

 У входа в монастырь. Фото с сайта http://fotki.yandex.ru/users/nikmusin2007/view/142359/  Фото с сайта http://fotki.yandex.ru/users/nikmusin2007/view/142359/

ЛОЗА ВИНОГРАДНАЯ

Монастырь вернули Церкви в 1996 году, и то, что мы сейчас видим — это колоссальные труды его наместников и братии. Через четыре года после начала возрождения обители трое из его бывших насельников, расстрелянных в Казани в 1918 году, среди них архимандриты Сергий и Александр и монах Леонтий были причислены к Собору святых новомучеников и исповедников Российских.

...В старой церкви прохладно от деревянных полов и пахнет медом. У обители есть своя пасека, и в храме всегда можно купить баночку этого освященного продукта. Есть и свое подсобное хозяйство. Зимой, когда снег заметает, дороги здесь чистит свой трактор. А пройти в монастырь в это время могут только бабушки из находящегося напротив Васильева, которые не боятся снежных вихрей и смело идут по льду через Свиягу. Все остальное время паломников здесь много, их размещают в нескольких специально отведенных для этого кельях.

Один из насельников, иеромонах Прокопий, рассказывает, что службы в монастыре начинаются в шесть утра и с небольшими перерывами длятся до десяти вечера. Эта неделя как раз его. Отец Прокопий в прошлом военный, занимался электроникой. Решил уйти из мира и долго искал обитель по душе. Таким местом оказался Макарьевский монастырь. Мы выходим во двор и садимся на скамейку у самого края монастырского двора. Здесь вид на Свиягу, зеркало которой бороздит катер. Отец Прокопий советует нам заглянуть в часовню-купальню у подножья горы. «Окунетесь три раза с головой — и все болезни уйдут. Вода там холодная — плюс четыре градуса», — говорит он. А когда мы просим пить, поит нас изумительно вкусной водой из источника, такой холодной, что ломит зубы.

Липы на склоне горы начинают желтеть, напоминая, что осень уже скоро вступит в свои права. Как же, наверное, будет красив Макарьевский в обрамлении щедрого осеннего золота на фоне синей-синей Свияги и такого же неба. И с багряными листьями тянущейся к этому небу виноградной лозы.

Татьяна Мамаева,
"Время и Деньги"