Святыни
Заступница земли Русской
Праздник Казанской иконы Божией Матери бывает два раза в году — 21 июля и 4 ноября по новому стилю. Причина этого кроется в весьма необычной «биографии» чудотворной иконы. В изложении церковных историков она выглядит так.
Обретенная на пепелище
В царствование Ивана Грозного, в 1579 году, спустя 27 лет после завоевания Казани, в городе вспыхнул большой пожар, от которого он сильно пострадал. В числе других сгорел дотла дом одного стрельца. Он собрался строить новый неподалеку от пожарища, но тут возникло неожиданное препятствие. У стрельца была восьмилетняя дочка Матрёна. Во сне она увидала Божию Матерь, которая велела ей объявить всем, что под остатками сгоревшего дома в земле находится икона с ее ликом и, пока образ не достанут, строиться нельзя...
...Весть о чудесной находке быстро разнеслась по всей Казани. К месту явления иконы собирались толпы верующих. Поэтому архиепископ Иеремия с крестным ходом перенес ее в ближайшую церковь, где священником был отец Гермоген, впоследствии патриарх Московский. У обретенной иконы сразу же стали совершаться чудеса. Первыми исцелились двое слепых, Иосиф и Никита: стоило им приложиться к лику Богородицы, как оба прозрели. Так появился первый июльский праздник Казанской иконы Божией Матери. А на месте, где была найдена чудотворная, построили монастырь, слава о котором быстро распространилась по всей Руси.
Под знаменем Богородицы
Второй праздник Казанской иконы Божией Матери связан с освобождением Москвы от поляков в 1612 году. С приходом на престол Лжедмитрия наступило Смутное время. Вторгшиеся в Россию шайки иноземцев грабили народ. Казалось, что Московскому царству пришел конец. Тогда патриарх Московский Гермоген начал рассылать во все концы земли русской письма, в которых призывал встать на защиту Родины. Узнав об этом, поляки бросили патриарха Гермогена в темницу, где заморили голодной смертью.
Но письма патриарха уже сделали свое дело. Одно из них пришло в Нижний Новгород... Во главе ополчения стал князь Дмитрий Пожарский, который взял с собой чудотворную икону Казанской Божией Матери. И она с первых дней проявила свою чудотворную силу: по пути в Москву к нижегородским полкам повсюду присоединялись ополчения из других городов.
В августе ополчение подошло к Москве и осадило ее. Но князю очень не хотелось разрушать стольный град, идя на штурм. И тогда он и все войско стали горячо молиться перед Казанской иконой Божией Матери о сохранении русской святыни. Наконец их молитвы были услышаны: 22 октября поляки объявили, что сдаются. После этого нижегородское ополчение торжественно, под звон колоколов вошло в Кремль. А во главе процессии несли Казанскую икону Божией Матери.
Приказ Сталину свыше
Через три с лишним века она вновь явила свою чудотворную силу во имя спасения Родины. Это произошло во время Великой Отечественной войны, когда фашистские полчища подошли к Москве.
В 30-40-е годы православным митрополитом в Ливане был Илия, в миру Караме. Он при жизни считался святым, соблюдал строжайший пост на протяжении всего года, неделями жил отшельником в пещерах, проводя все время почти без сна, в молитвах.
В июне 1941 года Антиохский патриарх Александр III призвал всех христиан мира помочь попавшей в беду России, которая подверглась нападению полчищ Антихриста. Митрополит Илия услышал выступление патриарха по радио, после чего спустился в подземную горную церковь и, встав на колени перед иконостасом, стал молиться Божией Матери. Он просил, чтобы она дала совет: чем он, родившийся на арабском Востоке и никогда не видавший Россию, но ненавидящий зло, может помочь далекой христианской стране?
Прошло несколько дней. И вот однажды в темной пещере, где находилась подземная церковь, вдруг сделалось светло, как в солнечный день. Митрополиту Илие явилась Богородица и объявила, что надлежит делать в столь критическое время. Во-первых, нужно довести до властей России, что они должны открыть по всей стране православные храмы, а из тюрем освободить священников. Во-вторых, нужно молиться двум Казанским иконам Божией Матери: той, что пребывает в Москве в Богоявленском соборе, и другой, не менее старой, — во Владимирском соборе Ленинграда. Вторую икону следовало обнести вокруг города, чтобы германцы не вошли в него. А еще после войны, которая обязательно закончится победой русских, митрополит Гор Ливанских должен поехать в Советский Союз и поведать, как все было.
Ливанский митрополит выполнил наказ Богородицы. По международным церковным каналам ему удалось не только тайно переслать запись о своем видении в Россию, но — что было еще труднее — устроить так, чтобы ее передали в Кремль самому Сталину. Кто и как это сделал, до сих пор неизвестно.
Но есть любопытные сведения о реакции Сталина на послание Божией Матери. Он якобы отнесся к нему со всей серьезностью и поручил своему секретарю выяснить у историков все, что касается чудотворной иконы...
Сейчас уже трудно восстановить детали того, что последовало, когда «вождь народов» узнал историю чудотворной иконы. Известно только, что в Богоявленском соборе осажденной столицы отслужили молебен, после которого состоялся крестный ход с выносом Казанской иконы Божией Матери. Такая же церемония прошла и в Питере... В битве под Москвой русские не просто отстояли город, хотя численный перевес был на стороне противника, но и одержали первую крупную победу над иноземными захватчиками. Напрашивается только одно объяснение: на то был промысел Божий.
...Надо полагать, охрана Верховного была немало удивлена, когда 4 сентября 1943 года вместо генералов с золотыми погонами в кабинет Сталина проследовали трое священнослужителей в рясах: местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий, митрополит Ленинградский Алексий и митрополит Киевский Николай. Сейчас, по прошествии времени, становится очевидным, что она стала судьбоносной для всех религий, существовавших в СССР: во время войны в безбожном государстве, где образ Спасителя заменили портреты «вождя всех народов», были открыты сотни церквей. А сам Сталин начал регулярно встречаться с крупными православными иерархами. Государственными орденами и медалями стали награждать священников, которых раньше в лучшем случае отправляли в лагеря. По слухам, в годы войны у себя на Ближней даче Верховный тайком от всех тоже молился перед старинными иконами Спасителя и Богородицы. Уверовал? Неизвестно.
Но вот то, что в 1947 году Сталин пригласил в Москву митрополита Гор Ливанских Илию — факт. Не забыл, что именно этот человек помог наладить благотворный контакт с Господом.
...Однако исполнить до конца волю святой заступницы митрополиту Илии не удалось. Сталину и его окружению не хватило веры и решимости сделать достоянием гласности промысел Божий в годы войны. Митрополиту Гор Ливанских было дозволено выступить с рассказом о видении Матери Божией в одном-единственном ленинградском храме — Владимирском соборе. О предстоящей проповеди митрополита Илии официально нигде не сообщалось. Но каким-то непостижимым образом весть об этом разнеслась не только по всему Питеру, но и за его пределами. В назначенный день десятки тысяч человек стояли возле храма...
Во время этой службы митрополит Гор Ливанских Илия прикрепил драгоценный венчик к Казанской иконе Божией Матери, хранящейся во Владимирском соборе. Подобно тому, как это сделал три с лишним века назад князь Дмитрий Пожарский в Москве. Это свидетельствовало, что и вторая икона тоже чудотворная.
Остается лишь добавить, что в Москве на личные средства первого царя династии Романовых Михаила Федоровича был построен собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, освященный в 1636 году. Ровно через 300 лет храм-памятник снесли. А в 1993 году он был восстановлен...
Казанская икона Божией Матери сейчас пребывает в московском Кафедральном соборе на Елоховской улице. По пятницам в нем совершается литургия с акафистом Богородицы.