Святыни
В белых храмах среди скал
...Наш путь пролегал через города и придорожные поселки, где жили и трудились сотни тысяч людей совершенно разных. У каждого из них свой смысл и цель жизни, свое представление о справедливости и правде. Единственное, что объединяло их — это озабоченность повседневным добыванием хлеба насущного. По моим наблюдениям, такие люди очень далеки от Бога, поскольку все свои надежды и чаяния полагают только на самих себя.
Обычно в таких местечках, словно отождествляя их образ жизни, стоят когда-то величественные, а теперь разрушенные и опустошенные храмы. Но... «Дивны дела Твоя, Господи! Вся премудростию сотворил еси...». Эти слова святого псалмопевца царя Давида невольно приходят на память верующему человеку, когда он по воле Божией оказывается на Кастомаровской земле в Свято-Спасской женской обители. Расположенная в 180 километрах к югу от Воронежа, среди меловых гор, которые на протяжении сотен километров тянутся вдоль берега Дона, земля эта очень напоминает Палестину: и полупустынный пейзаж, и ярко-синее небо, и особые целебные травы, которые произрастают только здесь. В городе Воронеже одна из моих духовных чад, посоветовала нам побывать на Белогорье, в Кастомарове. «Уж, батюшка, не проедьте мимо такой святости», — наставительно просила она. Поблагодарив за совет, мы выехали из Воронежа и направились в сторону Липецка.
Предание
Около двух тысяч лет назад святой Апостол Андрей Первозванный, возвращаясь с Валаама в южные земли, проходил по Дону, проповедуя Евангелие. «Среди разных народов побывал старец, а вот русичи ему более всех по душе пришлись: сильные, красивые ликом, добрые душой. У этих зерно христианства в свое время даст росток. Пока они язычники и поклоняются разным богам, но благая весть о Едином Истинном Боге останется в их сердцах и прорастет в душе потомков через многие-многие годы», — так повествует предание.
Во II - IV вв. по Придонью в меловых горах появились первые пещерные ниши. Их копали, прячась от набегов кочевников, монахи-отшельники. Скорее всего это были древние христиане, гонимые римлянами. В меловых горах против города Павловска до сих пор сохранились пещеры подобные римским катакомбам. Таким образом, можно с твердой уверенностью сказать, что на территории России, еще за семь веков до принятия христианства, уже существовал монастырь, где подвизались в монашеском делании христиане разных национальностей.
Это напоминает пещерный город Вардзия в Грузии, где христиане, спасаясь от гонений иноверцев в X-XII вв., создали более тысячи пещер, с вырубленными в скальной породе величественными храмами...
С XI века, уже после крещения Руси, молитвенников-христиан здесь стало появляться особенно много. Выдолбленные на склонах гор кельи-пещерки говорят о том, что в этих местах жили затворники.
Во время царствования Алексея Михайловича здесь образовался мужской Белогорский Воскресенский монастырь. А рядом среди белых гор — скит, который вскоре стал самостоятельной обителью. До настоящего времени сохранился большой двухпрестольный пещерный собор. При входе в собор возвышаются величественные Богом созданные меловые столбы-дивы, напоминающие башни древних монастырей. До революции здесь был хорошо укрепленный вход, колодец, запасной выход. При необходимости храм мог быть и крепостью, выдержать осаду врагов. Далее на запад по склону — Серафимовский храм. Еще один храм называют «Пещерой Покаяния». Здесь священник принимал покаянную исповедь.
В 30-е годы XX века монастырь был разрушен, но в 1945 году его вновь открыли как приходской храм.
Наибольшее разорение и разрушение монастырь претерпел в конце пятидесятых годов, когда кельи-пещерки и бесконечные ходы в меловой горе были взорваны, и храмы Костомаровской общины вновь были закрыты. Но сестры-насельницы старались поддерживать монашеский уклад жизни, исполняли правило, читали неусыпную псалтирь... Тогда богоборцы подожгли постройки. Церковная утварь, иконы — все погибло в огне.
Возрождение
В начале 90-х годов по промыслу Божию скитские пещерные храмы после передачи Воронежской епархии снова возродились. С 1997 года попечение правящего архиерея митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия возрождается Свято-Спасская женская обитель.
Теперь асфальтовая дорога проложена прямо до монастыря. Паломники едут в святое место со всех концов России, чтобы увидеть вторую Палестину...
Чудесные явления
Мне, за время моих паломничеств, приходилось видеть много чудес, явленных Богом. Во время войны между грузинами и абхазами, неподалеку от Пантелеймонова монастыря на Новом Афоне, в храме Симеона Кананита, я видел плачущую икону Иверской Пресвятой Божией Матери: на листе полуватмана, вырванного из детского альбома для рисования, акварельными красками была воспроизведена с приблизительной точностью Иверская икона.
И вот, в Костомарове, в храме в честь святых Веры, Надежды и Любови, я впервые увидел большую чудотворную Валаамскую икону Пресвятой Божией Матери, написанную на металле. Икона подарена монастырю императором Александром I. Простреленная богоборцами в лихие года, с пятью пулевыми отверстиями, икона источает живую человеческую кровь, которая стекает словно свечной воск, красными, не разлагающимися потоками.
В Серафимовском храме и пещерках-затворниках иногда слышится пение. В Спасском храме чудный аромат исходит из ниши, в которой раньше находилась Плащаница Божией Матери. Плащаницы давно нет, а аромат не уходит...
Однажды строители в суете мирской подошли к затворенным дверям Серафимовского храма и, открыв замок, увидели белобородого старца-монаха, молящегося пред Царскими вратами. В страхе они бежали... «Дедушку» в храме видели еще не раз. Облик его по описаниям очень напоминает облик любимого всеми святого Серафима Саровского.
Еще одно проявление присутствия Божественной благодати было даровано верующим совсем недавно — 24 мая 2002 года, в день святых словенских учителей Кирилла и Мефодия. В этот день митрополит Мефодий приехал в Костомаровскую обитель, чтобы освятить престол нового храма в честь святой иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Во время службы сестры, стоящие вне храма, увидели в небе прямо над куполом огромный светящийся ореол. Вышедшие на их крик из храма священники, сам Владыка и прихожане тоже стали свидетелями этого чудесного явления.
Порой современный человек по маловерию своему или по ложному стыду, боясь показаться суеверным, делает вид, что не замечает явлений чудесных, Божественных. Но сказано в Евангелии: «Кто постыдится Меня, того и Я постыжусь». Не будем же маловерными, а признаем, что все, что свершается во вновь возрожденных монастырях и храмах, «невозможно человекам, но возможно Богу».
иеромонах Марк, насельник Раифского монастыря.