Святыни


23.01.2005

Дом, где возделывают сердца

Именины бывают не только у людей, их «отмечают» и монашеские обители. 16 октября как раз такой день — Свято-Успенский монастырь в Казани праздновал день своего основания.

47,2 Kb

Самый древний в епархии

Жестокие бои за город, который, в конце концов, сдался на милость победителей, были закончены, но кровь невинных жертв еще не высохла на улицах. Ее не высушивали даже языки пламени, в котором горело все, что могло сгореть. 2 октября по старому стилю царь Иван, которого еще никто не звал Грозным, въехал в город. Ему было 22 года, и он праздновал свою победу — под мощью его войска пало целое государство. Жертвы с обеих сторон были неслыханными, количество убитых никто не мог подсчитать, оно было сопоставимо, пожалуй, только с потерями на Куликовом поле. По такому случаю на Руси было принято основывать монастыри, чтобы души воинов неусыпно поминала братия. Царь пошел этим же путем и основал на Казанке Успенский мужской монастырь. В тот же вечер 2 октября он, как говорят летописи, «повеле царское знамя прияти и место очертити и поставити церковь во един день, и повеле Монастырю тут быти». Так что получается, что обитель на Зилантовой горе — самая старая в Казанской епархии. Одной из главнейших ее функций стала благодарственно-поминальная, причем молились и молятся здесь за всех воинов, погибших в разные века при разных обстоятельствах. Успенский монастырь, посвященный Богородичной Пасхе, должен напоминать о победе над смертью, о жизни вечной на небесах.

Уже в 1560 году царь распорядился выделить обители пашни — три поля в разных местах, сенные покосы от Зилантовой горы до Волги, было положено жалование монахам, а кроме него еще и хлебное содержание. Царь делал и личные взносы — он пожертвовал из казны 300 рублей, а его первая любимая супруга, известная своим благочестием Анастасия, прибавила еще 100 рублей из своих личных средств. Сумма по тем временам была огромная, для сравнения вспомним, что строительство каменного Благовещенского собора в Казани стоило 148 рублей 24 копейки.

«Зилантов монастырь был первою лампадою, излившей свет просвещения в здешнем крае», — написал историк. Об этом же писал сам царь Иван в собственноручном послании к святителю Казанскому Гурию: «А чтобы старцы не имели нужды руками работать и землю возделывать ... пусть возделывают они сердца, сея в них Слово Божие».

Еще большее значение миссионерская деятельность этой обители получила в следующем веке, точнее, в 1732 году, когда стала alma mater для Казанской духовной семинарии. Это была инициатива тогдашнего архиепископа Иллариона.

Помимо этого, Зилантов монастырь был еще и привратным, все путешественники, прибывающие в Казань, не могли миновать его. И до нынешнего дня эта обитель первой встречает путников, стоя на страже западных рубежей нашего города. Получается, что Сама Пречистая Дева — особая покровительница Казани как города явления Ее чудотворной иконы благословляет в дорогу и встречает путников.

За века своего существования монастырь на Зилантовой горе знал возвышение и упадок, годы счастливые и грустные. Но все померкло рядом с событиями новейшей истории. 10 сентября 1918 года войска красных начали штурм города со страшного злодеяния — озверевшие «победители» ворвались в обитель и в животной злобе расстреляли братию со священноархимандритом Сергием. Белочехи оставили Казань, Адмиралтейскую слободу, где расположена обитель, защищал один человек — совсем юный офицер лейб-гвардии Конного Полка Михаил Догель, сын профессора международного права. Он был заколот возле своего пулемета...

А в этот день отмечали празднование Моисея Мурина, зверски убитого в IV веке в своей обители ворвавшимися в нее варварами. Братия Успенского монастыря собралась после литургии в трапезной и слушала житие чтимого в этот день праведника. Трапеза оказалась последней — варвары нового времени, ворвавшись, так же не пожалели никого. Монастырь на Зилантовой горе перестал существовать.

Городок на холме

— Вот, говорят, что в монастырь приходят люди, у которых судьбы не устроены... А ведь как может быть: раз вышла замуж —не получилось, во второй раз вышла — не складывается, и вот забрела к нам на Зилантову гору и все поняла, и все срослось. И выходит, что жизнь не устраивалась, потому что проходила не в том месте, а здесь в обители все исправилось, — говорит матушка Нина.

Настоятельница выглядит строго, но глаза у нее добрые, излучающие тепло и улыбку.

Она пришла сюда в августе 1998 года, проработав долгое время в 12-й больнице Казани диагностом. Лечила тела, теперь врачует души. Ниной ее звали и в миру, постригая матушку в монахини, архиерей решил не менять ей небесную покровительницу.

В течение восьми десятилетий в Успенской обители в соответствии с советскими традициями использования культовых сооружений попеременно были зона, пересыльная тюрьма, детская колония, склады МВД. Когда архитектурный комплекс пришел в патологически удручающее состояния, его передали Церкви. Пожалуй, это была самая бескровная передача церковной собственности. Фотографии тех первых дней, когда в обитель пришли монахини, смотреть без содрогания невозможно, но ничего, выдюжили. Монастырь начал восстанавливаться под непосредственным присмотром Его Высокопреосвященства архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия.

Восстановительные работы начались в тяжелейшее время — в период дефолта 1998 года, но монахини, которых сейчас в обители более десяти, торопились начать совершать богослужения. Первая Божественная литургия состоялась 31 декабря — впервые после десятилетий запустения.

Тихая и плавная монастырская жизнь с богослужениями и исполнение монашеских правил, тем не менее, состоит из маленьких и больших событий. Такой вехой стало освящение в 2000 году Всехсвятского собора, который был теперь освящен в честь Успения Богородицы. Успенский храм, пожалуй, стал одним из самых интересных в Казани, его украшает прекрасный трехъярусный резной иконостас, напоминающий иконостасы Дивеевских храмов. Иконостас из дуба легок, когда смотришь на него, он словно парит в воздухе. В этом же храме хранится плащаница Успения Божьей Матери, выполненная мастерицами из Софрино.

Вскоре вслед за восстановленным храмом в обители появились новый сестринский корпус, колокола, их привезли из Воронежа, и теперь Зилантова гора и прилегающие окрестности оглашаются священным благовестом. А совсем скоро богослужения начнутся в новом храме обители — Троицком, который стал практически точной копией одного из лаврских храмов. Уже сейчас можно отметить его великолепную акустику. Кстати, сестры обители восстановили и старинную монастырскую часовню на территории Кировского района, она находится в километре от Зилантовой горы и освящена в честь Казанской иконы Божьей Матери и преподобного Серафима Саровского.

На Рождество 2002 года в обитель привезли уникальный мощевик, ставший одной из главных святынь обители. В деревянной резной раке покоятся частицы мощей преподобных отцов из Киево-Печерской Лавры, преподобных жен из Дивеева, святителей и мучеников, есть частичка мощей Василия Блаженного, современника взятия Казани.

А сестры все трудятся, трудятся... Расчистили от мусора территорию монастырского кладбища на горе — это самый старый православный погост Казани, установили купол и крест над будущим храмом священномучеников Адриана и Натальи. Недавно начали возрождать монашеский скит в Лаишевском районе. Обзаводятся своим сельским хозяйством.

День настоятельницы проходит в трудах и хлопотах, в кабинете по-женски уютном постоянно люди. С одними надо поговорить, других — утешить, третьих — направить. Она не делает разницы для мусульман и православных, всем готова помочь. Трудно, спрашиваю, в монастыре? Трудно, но у вас в миру еще труднее. И цитирует Серафима Саровского, сказавшего, что если бы люди знали, что Господь готовит насельникам обителей, то все бы бросили и ушли в монастыри.

Но уходят только те, кого Бог призывает. Впрочем, воспитывать душу можно и в миру.

Татьяна МАМАЕВА,
«Время и деньги»