Святыни


20.03.2005

Храм Ярославских чудотворцев

Почти всю сознательную жизнь я прожила рядом с древней столицей Татарстана, но на Арское кладбище, где расположен храм во имя святых князей Феодора, Давида и Константина, попала впервые... Еще при голубых зимних снегах, но уже при ярком, почти весеннем, солнце купола храма блестели и влекли так, что невольно подумалось: «Почему я до сих пор сюда еще не приходила? Ведь даже наша святыня — образ Божией Матери «Грузинская» всю войну хранился здесь... Сколько раз об этом слышала...»

Храм в честь святых князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Фото Ольги Крестининой

 Чудотворная Казанская икона Божией Матери. Фото Ольги Крестининой
 Гробница святителя Гурия. Фото Ольги Крестининой
Рассматривая святыни храма Ярославских чудотворцев, я на мгновения забывала, что главная цель моего прихода — рассказать об истории храма вообще, ведь с 1938 по 1946 год кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел статус кафедрального. Но как устоять, чтобы не приложиться к образу Казанской Божией Матери, о котором до сих говорят, что именно он является тем чудотворным образом Казанским, о котором в последнее время в России столько споров... Потемневшая древняя икона, скольких верующих исцелил образ Богородицы...

Рядом — гробница святителя Гурия и посох, на который он опирался в последние годы своей земной жизни...

Образ Спасителя на большом темной древе — есть версия, что его внесли православные христиане в Казань вместе с войском Ивана Грозного...

По материалам А. ЖУРАВСКОГО И Е. ЛИПАКОВА:

"Сам храм, будучи кладбищенским, изначально служил только для отпевания православных христиан и был приписан к Кафедральному Благовещенскому собору («РВ» №2 — ред.). Он был построен в 1796 году как двухпрестольный (придел был освящен во имя св.Николая Чудотворца). В 1843 г. был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского (Константинопольского), а в 1844 г. — перестроен левый придел, освященный заново во имя трех святых: свт. Николая Чудотворца, свт.Льва папы римского и св.праведной Марфы. В эти же годы была сооружена колокольня по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди. Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. В 1925 году, после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская церковь стала приходской. В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению. Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине.

К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь хранились чудотворные иконы: Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни), Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни), икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря), икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви г.Казани), Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви г.Казани) и другие.

Значение церкви Ярославских чудотворцев (мало чем прославившейся в прежние годы) в истории Казанской епархии XX века чрезвычайно велико. В годы войны здесь служил архиепископ Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь Советской армии. Кладбищенская церковь в Казани — единственная не закрывавшаяся в советские годы. В сознании верующих — это одно из самых намоленных мест древнего города.

 Могила епископа Казанского и Чистопольского Иустина (Мальцева), прибывшего на Казанскую кафедру после концлагеря с совершенно расстроенным здоровьем и вскоре скончавшегося.Фото Ольги Крестининой
 Могила архиепископа Казанского и Чистопольского Сергия (Королева) (скончался 18.12.1952), бывшего Пражского епископа, почитавшегося святым еще при жизни как за рубежом, так и в России. Фото Ольги Крестининой
 Могила иеросхимо-наха Серафима (Кошурина), последнего из числа братии Седмиозерной пустыни, именно он спас от поругания мощи преподобного старца Гавриила (Зырянова) и чудотворную Смоленско-Седмиозерную икону Божией Матери. Фото Ольги Крестининой
Церковь стоит на старом городском кладбище, возникшем, вероятно, в XVII веке. На этом кладбище захоронены многие выдающиеся казанцы, жившие в XIX-XX вв. Так, наиболее известны могилы: гениального русского геометра, автора неевклидовой геометрии, ректора Казанского университета Николая Ивановича Лобачевского (1792-1856); архитектора Михаила Петровича Коринфского (1788-1851); ректора Казанской духовной академии, протоиерея Александра Владимирского; известного казанского благотворителя, гильдийного купца и старообрядца Якова Филипповича Шамова (1833-1908); мордовского просветителя, этнографа и фольклориста Макара Евсеевича Евсевьева (1864-1931) и др.

Уже до революции Арское кладбище не являлось исключительно православным. На нем имелись католическая, лютеранская и еврейская часть. После революции подобная упорядоченность была нарушена. Между тем, даже после 80-ти лет постоянного и целенаправленного разрушения, православный некрополь Арского кладбища остается весьма представительным.

Часть православного некрополя Арского кладбища расположена непосредственно у кладбищенского храма. Так, за алтарем находятся погребения выдающихся церковных деятелей Казанского края: архиепископа Казанского и Чистопольского Сергия (Королева) (скончался 18.12.1952), бывшего Пражского епископа, почитавшегося святым еще при жизни как за рубежом, так и в России; епископа Казанского и Чистопольского Иустина (Мальцева), прибывшего на Казанскую кафедру после концлагеря с совершенно расстроенным здоровьем и вскоре скончавшегося; иеросхимо-наха Серафима (Кошурина), последнего из числа братии Седмиозерной пустыни, именно он спас от поругания мощи преподобного старца Гавриила (Зырянова) и чудотворную Смоленско-Седмиозерную икону Божией Матери. У Никольского придела кладбищенского храма находится крест над могилой известного миссионера, просветителя и ученого, директора Казанского учительской семинарии Николая Ивановича Ильминского (1822-1891), много сделавшего для перевода Священного Писания на языки народов, населявших Российскую империю. Н. И. Ильминского уже при жизни именовали «апостолом казанских инородцев».

Слева от церкви, у северного бокового входа находится надгробие в виде аналоя с евангелием. Это могила ректора Казанской духовной академии архимандрита Иннокентия (Новгородцева) (1823-1968). Вокруг храма находится множество могил казанского духовенства. Традиция погребения умершего духовенства поблизости от церкви сохраняется до последнего времени. Среди других известных могил православного некрополя - могилы профессоров Казанской духовной академии. Так, на аллее, прежде называвшейся «академической» (поскольку на ней хоронили почивших преподавателей Казанской духовной академии), погребен известный профессор, доктор богословия, историк и православный публицист Александр Федорович Гусев (ум.1914), автор сочинения «Основные религиозные начала графа Льва Толстого».

Недалеко от могилы А.Ф. Гусева находится памятник над могилой известного филолога, исследователя истории русской словесности, профессора Казанской духовной академии Ивана Яковлевича Порфирьева (1823-1899), одного из деятельнейших участников научного описания библиотеки Соловецкого монастыря. Порфирьев является автором трудов, не потерявших актуальности и поныне - «Истории русской словесности», «Апокрифических сказаний о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки»... Рядом находится могила ученого-историка, богослова Ивана Петровича Гвоздева (ум. 1875). В другой части Арского кладбище — могила выдающего казанского философа и богослова, профессора академии и университета Виктора Ивановича Несмелова (1863-1937), автора знаменитого исследования «Наука о человеке», посвященного христианской антропологии.

Удивительно все-таки, что в самом центре Казани, в самом центре современной Казани, с ее суетой и движением, здесь — тихо и покойно... Постепенно в кладбищенский храм приходят все больше и больше верующих. Приходят не только на божественную литургию (да, сейчас в храме богослужения совершаются ежедневно — храм отошел от своего первоначального назначения), приходят не только на могилы своих близких, но и для поклонения древним русским святыням.

В храме Ярославских чудотворцев. Фото Ольги Крестининой

...У большой иконы «Сергия Радонежского», привезенной сюда еще в годы богоборничества, остановилась молодая женщина с ребенком. Поставив свечку перед святым образом, перекрастившись, она помогла и своему малышу. Рядом с иконой Казанскойго образа Божией Матери они остановились еще раз. Женщина подняла малыша на руки, и он смог нежно прикоснуться к светлому образу Богородицы — а со стороны на них с любовью смотрели лики святых князей Феодора и его сыновей Давида и Константина, воинскими подвигами которым суждено было Богом прославиться...