Святыни


31.07.2005

История странствий Казанской иконы

Казанская икона. Фото ИА «Татар-информ»Сегодня нет, пожалуй, христианина, кто не слышал бы о загадочной чудотворной Казанской иконе, которая в течение последних десятилетий хранилась в личных покоях папы Иоанна Павла II. Судьба этого святого образа, интрига с его возвращением на Родину последние несколько лет держали в напряжении и Католическую Церковь, и православных России, и даже мусульман Казани — места, где много веков назад Пресвятая Богородица явила девочке Матроне свой чудотворный образ.

Эта икона по месту явления своего первообраза стала известна христианам мира как икона Казанской Божией Матери.

21 июля чудотворный образ при многотысячном стечении верующих был доставлен к месту своего постоянного пребывания - в Крестовоздвиженский храм возрождаемого Казанского Богородицкого монастыря. Торжественную литургию по случаю открытия Благовещенского собора Казанского кремля и малый чин освящения Крестовоздвиженского храма совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Возвращение Казанской. Фото Аяза Хасанова, ИА «Татар-информ»

Об иконе, волей Божией оказавшейся у Папы Римского, было много споров. Совместная ватикано-российская экспертная комиссия (в которой принимал не-посредственное участие и автор данного материала) вынесла заключение: «В Ватикане хранится чудотворный список с первообраза Казанской иконы, датируемый периодом не позднее начала XVIII века».

Я хочу просто рассказать историю этой святой иконы — самой, возможно, чудотворной на сегодня, Казанской иконы Пресвятой Богородицы, которая была выслана и забыта на Родине.

«Вон из СССР»!

Первый раз эта икона появляется среди других ценнейших произведений искусства, выставленных большевиками для продажи в 1920 (по некоторым источникам — в 1919) году. Продажа этой иконы была не случайным фактом и даже не сбором денег на нужды большевистской революции. Это была целенаправленная политика коммунистического правительства: «Все, что не нужно народу — вон из Революционной России». В первые годы Советской власти (1917-1935 гг.) из России за границу были вывезены многие ценные предметы искусства и старины. Сюда же следует отнести и интересующую нас, похищенную у Церкви и верующих Казанскую икону.

Особенную злобу у богоборческой власти вызывала именно Казанская икона, самая почитаемая богородичная икона на Руси. Были осквернены все три центральных российских храма, где хранились самые почитаемые иконы Казанской Божией Матери. В Казани храм был взорван, а на его месте была построена табачная фабрика. В Санкт-Петербурге в храме устроили... музей атеизма. В Москве на месте уничтоженного храма сделали общественный туалет. Сами иконы исчезли.

Итак, в 1920 году известный ювелир и скупщик бриллиантов из Лондона Норман Вайс, со слов которого мы и знаем эту историю, приехал в Москву для покупки старинных ценных предметов, продаваемых большевиками. В числе других ценностей, по его словам, он пытался купить и эту икону, но сделка не состоялась. Сумму за икону запрашивали баснословную, а ни у него, ни у его хозяев денег для ее покупки не хватило.

Где была икона следующие полтора десятилетия — точно не известно. Есть косвенные данные, что в 1928 г. эта икона была вывезена в Англию. Икона побывала в руках целого ряда коммерсантов, и ее путь проследить нелегко. Владельцы иконы часто менялись, за 22 года их было как минимум трое. Скорее всего, никто из них ничего не понимал ни в иконописи, ни в ювелирном искусстве. Они рассматривали икону, а тем более ее оклад, как удачное капиталовложение. Отдельные камни из ризы иконы изымались и продавались, но существенных утрат, к счастью, не произошло. Вокруг иконы шла постоянная спекуляция.

Наконец, волею судеб, новым владельцем иконы становится уже известный нам торговец драгоценностями Норман Вайс. Приобретя чудотворный образ, он сразу выставляет его на продажу. Однако задача продать икону оказалась весьма нелегкой. Полагаю, это было связано с внушительной суммой, которую просил за нее продавец.

Авантюрист, романтик, коллекционер

Час пробил в 1950 году, когда судьба свела Вайса с человеком — романтиком с большой буквы. Этот господин сыграл в судьбе чудотворного образа одну из центральных ролей. Именно ему было даровано право начать долгий путь к спасению этой иконы.

Это был Фредерик Альберт Митчелл-Хеджес, одержимый исследователь, талантливый писатель, неутомимый путешественник, искатель авантюрных приключений и коллекционер.

Уникальным украшением его коллекции в 1950 году стала чудотворная Казанская икона Божией Матери. В течение пяти лет он, живя в замке Фарлей, активно (с точки зрения коммерции) занимался судьбой оказавшейся у него иконы. Благодаря его усилиям об этом образе узнали специалисты крупнейшего музея Великобритании. Митчелл-Хеджес не продал икону случайным или недостойным людям, несмотря на то, что ему это постоянно предлагали — особенно после того, как образ явил свои первые чудеса и стал широко известен в среде эмигрантов под именем «Казанская Богородица замка Фарлей».

К иконе потянулись православные верующие, в первую очередь — русские из первой волны эмиграции. Среди первых паломников к вновь обретенному чудотворному образу оказались представители высшего духовенства и русской аристократии (упоминались князья, графини и даже митрополит (?)), которые узнали икону и опознали ее как явленную (!). Духовные лица из среды русской эмиграции неоднократно предлагали Хеджесу купить у него святыню, оставив в его распоряжении оклад с драгоценными камнями. То же впоследствии предлагала и великая княгиня Ксения Александровна.

Первые экспертизы

Попыткой разобраться в этом сложном вопросе явилась первая официальная экспертиза Казанской иконы, предпринятая Сирилом Бантом, лучшим специалистом Великобритании по иконографии, длившаяся как минимум девять лет.

Я процитирую дословно выводы уважаемого эксперта. «...Краски и дерево, на котором написана икона, абсолютно сохранились, что было доказано рядом рентгеновских снимков, и краски лишь смягчились с годами, только еще больше подчеркивая красоту и святость ликов. Это смягчение и потемнение красок, наступающее с веками, было причиной, почему и знаменитый оригинал иконы, о котором речь будет позже, получил в народе название «Черной Казанской Богородицы».

Богатая риза иконы представляет собой также исключительную ювелирную работу, которую следует отнести к XVII веку, и она украшена более чем тысячей драгоценных камней... Такое исключительно богатое убранство иконы уже само по себе является доказательством того, что икона пользовалась исклю-чительным почитанием, и указывает на то, что она должна была принадлежать одной из главных церквей в России...».

Эксперт был убежден, что образ, попавший в коллекцию мистера Митчелл-Хеджеса был копией. Исходя из этого, он датирует икону самой ранней датой, какую можно дать копии, то есть концом XVI века.

В начале 1950-х гг. Фредерик Митчелл-Хеджес предложил свою икону через советское посольство правительству России. По-видимому, он потребовал такую крупную сумму, что покупка не состоялась. В какой форме прозвучал отказ, мы не знаем. Но известно точно, что именно после этого владелец чудотворного образа до конца жизни страдал манией преследования и, боясь каких-либо попыток спецслужб Советского Союза изъять или уничтожить святой образ, по его собственным словам, «...всегда спал с ружьем под подушкой». Одним из последних желаний покойного Митчелл-Хеджеса было то, чтобы, по возможности, икона стала доступна Русской Православной Церкви, но при этом не попала бы снова под контроль коммунистов. Последний момент был для него очень важен.

В 1954 году он отправил письмо в США видному русскому иерарху в Америке, архиепископу Сан-Францисскому Иоанну (Шаховскому) с предложением приобрести у него эту икону, запросив за нее относительно небольшую сумму в 92 тысячи фунтов стерлингов. Владыка Иоанн, понимая невозможность выплаты этой суммы, все же заинтересовался историей чудотворного образа. Он написал в Англию одному из самых крупных зарубежных специалистов по древне-русскому искусству с просьбой исследовать икону на месте.

Николай Ефремович Андреев — историк, литературовед и искусствовед, директор Института имени Н. П. Кондакова в Праге, экстраординарный профессор Кембриджского уни-верситета, с разрешения владельца провел тщательное исследование Казанской иконы замка Фарлей. Ему удалось сфотографировать ее в цвете и без ризы. Вот мнение профессора: «Образ Казанской Божией Матери, появившийся в Англии, во многом совпадает с сохранившимися описаниями иконы, исчезнувшей из Казани... Лик Богоматери прекрасен, ...темноват и, несомненно, является работой мастера. Написана она в итало-критской манере... Фигуры Богоматери и Младенца полностью соответствуют описи украденной иконы, как и положение благословляющей десницы. Лик Богородицы полнощекий, что также соответствует описанию украденной иконы как греческой».

Экспертиза завершалась утверждением, что «...если же это не есть Казанская явленная икона, то она, несомненно, представляет из себя превосходнейшую копию с поражающей силой в ликах и в красках, до сих пор неописанную и почти одновременную с Казанской иконой, и является хорошо датируемым памятником, тесно связанным с событиями истории Московской Руси».

Н.Е. Андреев написал подробное письмо владыке Иоанну (Шаховскому), в котором восторженно отозвался об иконе и ознакомил его с результатами экспертизы. Но покупка иконы не состоялась.

Завещание

Фредерик Альберт Митчелл-Хеджес продал замок в 1958 году, за год до своей смерти. Его прямой наследницей стала приемная дочь Анна. Сразу после этого икона совершила ряд путешествий. Летом 1961 года Казанская икона Божией Матери была в Гонконге. В те дни гонконгская англоязычная газета писала, что, по старинному преданию, когда эта икона вернется в Россию, тогда начнут возвращаться и остальные утраченные святыни, а Россия вновь станет великой христианской державой.

Наследница твердо решила выполнить желание Фредерика Митчелл-Хеджеса. Она сделала ряд шагов (к сожалению, не безвозмездных), чтобы передать икону Русской Православной Митрополии в Америке, которая была к тому времени независимой от Москвы. Чудотворная икона, как почитаемая святыня, считалась бесценной. Поэтому ее новая владелица предложила купить ее только за стоимость драгоценных камней в окладе, равной 500 тыс. долларов.

Чудотворная в США

В марте 1962 года икона прибыла из Англии в Сан-Франциско. Почти сразу же, из-за своей огромной ценности, икона была помещена в подземный сейф Банка Калифорнии.

Православные священники у чудотворного образа. Фото из журнала «Новая Европа»

Моление православных людей к Пресвятой Богородице, пред Ее Казанским образом, начались в банковских подземельях. Позже по просьбе верующих икона была извлечена из банковского сейфа, и пастыри обеих церковных юрисдикций русского Православия в Америке, забыв на время взаимные обиды, при огромном стечении молящихся, до отказа заполнивших Русский Центр Сан-Франциско, совместно (что очень важно и символично в свете дальнейшей истории этой иконы!) служили пред нею молебен.

Сразу после этой памятной службы к владыке Иоанну пришли два хорошо известных в Сан-Франциско общественных деятеля. Они предложили организовать сбор средств для выкупа этой иконы из частных рук и возвращения ее Церкви, а ему эту акцию возглавить. А также возвести в Сан-Франциско храм, где бы и пребывала икона.

Решение Владыке давалось с трудом. Но в 1963 году при Сан-Францисской и Западно-Американской кафедре был образован Фонд Казанской Божией Матери. Его целью был выкуп Казанской иконы Божией Матери из частных рук и строительство храма для ее хранения в Сан-Франциско. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский официально и публично принял на себя личную ответственность за начатое дело и получил одобрение Большого Архиерейского Собора.

Америка-Канада-Америка

В конце мая 1963 года икона прибыла в собор Покрова Пресвятой Богородицы в Нью-Йорке, где перед ней служил митрополит Леонтий, Предстоятель Русской Православной Церкви в Америке. Это посещение сопровождалось неожиданно большим стечением верующих. Именно это обстоятельство и привело к грандиозным по замыслу планам организации турне с иконой по США и Канаде осенью 1963 года.

При полном сочувствии митрополита Леонтия и благодаря его содействию икона должна была посетить многие города Канады и США. Это путешествие было названо «крестовым походом для освобождения святой иконы Казанской Богородицы».

Благодаря отзывчивости прихожан путешествие чудотворной иконы по Северной Америке продолжалось несколько месяцев. Владыка Иоанн писал: «Нередки были и случаи чудесного исцеления безнадежных больных по вере их, о чем я имею, из разных мест, свидетельства наших священников». Многие исцеления были связаны с болезнью зрения.

Многочисленные случаи исцеления больных и исполнение просьб верующих, обратившихся перед иконой с молитвой к Небесной Заступнице, не только подтвердили чудотворность этого списка Казанского образа, но и приумножили поток пожертвований. Верующие хотели, чтобы святыня осталась в Америке. Но все равно этих денег катастрофически не хватало. Однако растущая популярность этого образа ускорила подготовку к строительству храма во имя Казанской иконы Божией Матери в Сан-Франциско.

Но из-за срыва попытки выкупа иконы вместо планируемого собора во имя Казанской иконы Божией Матери в Сан-Франциско был воздвигнут Храм Христа Спасителя, в память разрушенного в Москве. Для этого были использованы и деньги, собранные на строительство не возведенного Казанского собора.

Всемирная ярмарка

В 1964 году открылась Всемирная ярмарка в Нью-Йорке. Руководство Фонда, по инициативе архиепископа Иоанна Сан-Францисского, увидело в этом новую возможность собрать необходимые средства для выкупа чудотворной иконы. Православный павильон на Всемирной ярмарке был сооружен в кратчайший срок. Посетители выставки приходили не только посмотреть на Казанскую икону Божией Матери, но и помолиться перед ней.

Именно здесь выявилось значение чудотворной Казанской иконы Божией Матери, перешагнувшее пределы России. С этого момента икона стала святыней для христиан всего мира. Сегодня изображение Казанской иконы можно встретить в храмах и в домах верующих не только в России, но и в Италии, США, Ватикане, Польше, Болгарии, Сирии, Ливане и т.д.

Конец американской одиссеи

По многим причинам деньги на выкуп чудотворного образа владыке Иоанну (Шаховскому) собрать так и не удалось.

Положение было очень сложным. Архиепископ Иоанн написал письмо владелице иконы Анне Митчелл-Хеджес.

Единственное, что могли предложить организаторы сбора средств, это — отдать икону в дар Русской Православной Церкви в Америке. В оплату расходов ее и ее покойного отца, приобретшего икону, они предлагали посильную материальную компенсацию. Окончательного ответа владелицы на это отчаянное послание они так и не получили. Все эти неудавшиеся проекты и кампании, травля и просто несчастливые обстоятельства вынудили архиепископа Иоанна (Шаховского) вернуть икону владельцам.

Письмо Клинтона

С этого момента дальнейшая судьба образа для абсолютного большинства православных верующих скрыта туманом неизвестности, сотканным из хитроумных интриг, строгой секретности и... благородного порыва.

Этот туман смог ввести в заблуждение даже спецслужбы США. Дело в том, что во время своего визита в Москву в 1994 году президент США Билл Клинтон во время прогулки по городу зашел в Казанский собор на Красной площади. Верующие и священнослу-жители Казанского собора попросили Клинтона выяснить судьбу иконы, выставлявшейся в 1964-65 гг. на Всемирной ярмарке в Нью-Йорке. Президент дал распоряжение найти икону, но его помощники потерпели фиаско. В своем письме пастве Казанского собора Билл Клинтон писал, что следы чудотворного образа потеряны. Некоторое время икона, видимо, находилась в Португалии, но, к его огромному сожалению, ее точного местонахождения он указать не может.

Мои поиски

Примерно спустя год после отрицательного ответа мистера Клинтона верующим Москвы поиском святого образа волею судеб занялся и я.

В результате за годы исследований я узнал многое из сокрытой истории исчезнувшего из России Казанского образа. И, в отличие от президента США, что для меня очень лестно, точно знаю, что случилось с иконой после того, как за ней закрылись толстые бронированные двери банковского хранилища, навсегда похоронив надежду православных Америки постоянно видеть святыню в своем храме в Сан-Франциско.

«Синяя Армия»

Во время сбора средств православными икона часто посещала католические и русско-католические храмы. Были и совместные мероприятия между православными Америки и католиками. Посещались и инициативные центры Синей Армии — католической организации, которая с 1970 по 1993 гг. владела иконой. Место хранения — Фатима (Португалия).

Что же собой представляет Синяя Армия? В первую очередь, это чисто духовное движение. Нет ничего проще, чем вступить в него. Не нужно платить никаких денег, не нужно вступать ни в какие группы; вы просто даете обещание выполнять заветы Божией Матери из Фатимы. Эти заветы таковы: чтение молитв, ношение специальной одежды и ежедневное пожертвование «во искупление грехов мира». Это три основных элемента. Этот обет, с точки зрения активистов фатимского движения, есть необходимое условие обращения России и мира во всем мире. Тех, кто принимают этот обет, называют членами Синей Армии Богородицы. Стоит ли говорить, что это не военная, а духовная армия...

Как икона оказалась в Апостолате Фатимы?

Вот что пишет владыка Иоанн (Шаховский): «Оста-вался единственный выход, на который я и пошел: я согласился на предложение международной католической организации «Синяя Армия» ... что вся Католическая Церковь, купив эту икону, оставит до срока ее у себя ... — до того времени, когда явится возможность передать ее Русской Церкви, которой она и принадлежит».

А вот фрагмент интервью Джона Хэфферта, бывшего высокопоставленного руководителя Синей Армии: «Русская Православная Церковь пыталась выкупить икону. Они собирали деньги в Америке ... Русский священник, которого я знал в Сан-Франциско, знал обо всем этом, он связался со мной и сказал: «Я уверен, что ... Божия Матерь хочет вернуться в Россию. А теперь, — сказал он, — они хотят продать икону... И, возможно, она попадет в музей или ее купят коммунисты. Не смогли бы вы что-нибудь сделать?..»

Я считаю, что нам очень повезло, что мы смогли это сделать. Итак, мы привезли икону в Фатиму, но мы не знали, как и когда она вернется в Россию. Мы знали только, что это произойдет, потому что она была выкуплена именно для этого».

Фатима - Ватикан

26 февраля 1993 года архиепископ Ньюарка Теодор Мак-Кэррик отправил в Ватикан несколько секретных документов, в том числе дарственную на Казанскую икону Всемирного Апостолата Фатимы Святому Престолу...

Изучив эти важные документы, я не только получил доказательства передачи иконы Святому Престолу. Оправдались и мои предположения об инициаторах перемещения иконы в Ватикан. Об этом ясно говорит предложение из того же письма архиепископа Ньюарка: «Управляющий орган Апостолата Фатимы единодушно согласился сделать этот подарок».

Но вот парадокс: это была блистательная победа ватиканской тайной дипломатии и одновременно — величайший ее крах. Крах, похоронивший надежды администрации Ватикана на сближение с Московской Патриархией и на скорое примирение двух Церквей-сестер на основе возвращения святой иконы в Россию.

1 марта 1993 года икона была увезена в Лиссабон, а затем переправлена в Ватикан. Здесь она заняла давно приготовленное для нее место, прочно обосновавшись в самом его сердце — в личных покоях папы Иоанна Павла II. Его Святейшество сам выразил пожелание, чтобы икону привезли в Рим, потому что он хотел лично отвезти ее в Россию.

В 2000 году Ватикан публично признал факт пребывания иконы в личных покоях Папы Римского. После этого состоялся прием делегации Казани — кульминацией стала личная получасовая аудиенция мэра Казани Камиля Исхакова у папы Иоанна Павла II.

Желая отдать ее в дар верующим России, папа признает, что икона — духовная собственность Русской Православной Церкви. В этом смысле икона всегда принадлежала России.

Вместо заключения

Несомненно, что образ Казанской иконы Божией Матери, которому посвящен наш рассказ, является чудотворным. Это связано не только с многочисленными случаями исцеления и беспрецедентным его почитанием в годы пребывания за пределами России как православными, так и католиками, но и, по крайней мере, с особым почитанием этой иконы православными в дореволюционной России.

Мне глубоко запали в душу слова протоиерея Иоанна Чепелева, которые любил цитировать и архиепископ Сан-Францисский Иоанн: «... Святые чудотворные иконы потому должны быть ценны для русского народа, что они намолены русским народом, что на них застыли слезы, что на них горе, страдания человеческие невидимо присутствуют, потому что веками на этих иконах русский народ на вечные времена оставил как бы в завет нам, его потомкам, ничем не смываемые духовные красоты, бесценные красоты веры, веры в Господа Бога... Поэтому, Бога ради, прекратите умничать там, где надо в смирении преклонить колена перед Господом... Не «омирщайте» святыни Божии прикосновением к ней мудрования человеческого. Не считайте, сколько камушков на иконе, а считайте, сколько на ней слез, излитых в неизбывном людском горе...»

Оставим споры о том, явленный ли это в Казани образ или более поздняя копия с него. И будем с нетерпением ждать скорей-шего возвращения иконы на Родину, в Казань — на место, указанное самой Пресвятой Богородицей.

Дмитрий Хафизов,
член совместной ватикано-российской
экспертной комиссии, исследовавшей икону

Публикуется в сокращении по материалам журнала "Новая Европа"

Редакция благодарит ИА "Татар-информ" за предоставленные фотографии