Святыни
Обретение и дальнейшая история иконы
После пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, девятилетней отроковице Матроне Онучиной явилась во сне Богородица, велевшая откопать Ее икону на пепелище. В указанном месте действительно была найдена икона.
День явления Казанской иконы — 8 июля по Юлианскому календарю — ныне общецерковный праздник в Русской Церкви.
На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней, а после и игуменьей которого стала Марфа, в миру — Матрона Онучина. Уже в XIX не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство мнений склонялось к тому, что он был в казанском Богородицком монастыре.
29 июня 1904 года из Богородицкого монастыря икона была похищена. Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин 28 лет. Он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжег в печи, что было подтверждено следственными действиями и судом присяжных. Впоследствии он не раз менял свои показания; возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.
История почитания иконы
Чудеса от иконы начались еще при ее перенесении с места явления в храм: исцелились двое слепых, участвовавших в процессии.
Уже в 1579 году список с Казанской иконы отправлен в Москву царю Ивану IV (Грозному). Позже Петр I эту чудотворную икону перенес в Петербург, где был выстроен Казанский собор. Икона перенесена в собор в 1811 году.
Будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский, в 1594 году, будучи митрополитом Казанским, составил Повесть и чудеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани.
Еще один чудотворный список с иконы был привезен из Казани в Москву, видимо, ополчением из Казани в войско князя Дмитрия Пожарского в 1611 году. Осенью 1612 года ополчение свергло боярское правительство королевича Владислава. В память о сем событии было установлено сначала местное, а потом всероссийское празднование иконе 22 октября.
Икона, бывшая с ополчением, была помещена в собор во имя Казанской Божией Матери на Красной площади. После разрушения собора почитаемый список Казанской иконы был перенесен в Богоявленский, что в Елохове, собор Москвы.
Первым храмом в честь иконы стала Казанская церковь в подмосковном селе Коломенском:
«В 1610 году Тушинский самозванец с воеводой Сапегою имел здесь свой стан. Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери, освященную при Алексее Михайловиче». Современный храм в Коломенском был построен в 1649-1653 годах как домовая церковь при Коломенском царском дворце.
В XIX веке Казанский образ был, вне сомнения, самой почитаемой иконой во всероссийском масштабе; к началу XX по Российской Империи были десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы по различным епархиям.
Иконография
Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращенному огрудному варианту Одигитрии. Возможно, она является списком с образа, хранившегося во Влахернском храме в Константинополе.
Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом.
"Ватиканский" образ Казанской
В 2004 дипломатия Ватикана предприняла попытку добиться согласия Московского Патриархата на приезд Папы Иоанна Павла II в Россию, используя в качестве удобного предлога его предложение передать в дар Русской Церкви некий Казанский образ, хранившийся в личных покоях Папы с марта 1993 года, неясного происхождения.
Московская Патриархия предприняла усилия к тому, чтобы по возможности снизить значение планируемого акта. В результате «Ватиканская» икона была доставлена в Москву делегацией во главе с кардиналом Вальтером Каспером и 28 августа 2004 в Успенском соборе Московского Кремля преподнесена Патриарху Алексию II, который поместил ее в своей резиденции.
Предполагаемая доставка образа в Казань вызвала протесты со стороны некоторых националистических татарских организаций, в частности, Всетатарского общественного центра (ВТОЦ), президиум которого обратился с открытым письмом к понтифику Римско-Католической Церкви, где говорилось, что вокруг иконы «раздуваются сомнительные страсти».
Находясь в июле 2005 с визитом в Казани, Патриарх Алексий II, совершив литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля, передал образ Казанской епархии: икона была помещена в Крестовоздвиженском храме Богородицкого монастыря.
см. также: