Святыни


30.10.2009

Памяти светлого образа

Чтобы пролить свет на некоторые тайны, связанные с новоявленным в 1579 году Казанским образом Богоматери, обратимся к истокам иконопочитания.Истоки образов и культ.

 

Образ Казанской Божией Матери, хранимый в г. Казани

Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой.

По призыву святейшего патриарха Ермогена (память 12 мая) русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.

Святитель Димитрий Ростовский в «Слове на день явления иконы Божией Матери в Казани» (празднование 8 июля) говорил: «Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не токмо праведныя, но и грешныя, но которыя грешныя? Ты я, иже возвращаются к Отцу Небесному яко блудный сын, воздыхают биющи перси своя, яко мытарь, плачут у ног Христовых, яко грешница, омочившая нозе Его слезами, исповедание Ему приносят, яко на кресте разбойник. На таковая грешныя Пречистая Божия Мати призирает и ускоряет на помощь им, и от великих бед и зол избавляет». Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием русские войска 22 октября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом.

Согласно учению восточной православной греко-кафолической церкви, происхождение всех чудотворных христианских святынь условно сводится к двум типам. Природа первых, нерукотворных, таких как знаменитый «Эдесский Образ Господа нашего Иисуса Христа» (прижизненное изображение Спасителя, присланное им царю Авгарю) и некоторых других — непостижима. Они имеют небесное происхождение, самим фактом своего существования свидетельствуя чудо. Ко второму типу культовых образов уже в раннем средневековье причисляли только иконы Девы Марии, созданные святым художником-евангелистом Лукой, или, как описывает это в одной из своих дошедших до нас проповедей Иоанн из Эвбеи, привезенные волхвами.

Образы, сотворенные евангелистом Лукой, считались источником благодати еще в раннем христианстве. Такой боговдохновенный образ, воздействуя на молящегося перед ним, давал ощущение переживания личной встречи (как отмечалось многими), стирая границы между образом и изображением.

Из них первое место занимала Одигитрия — любимая икона византийского императорского двора. Она находилась в бывшем приюте путеводителей слепых, на месте которого в эпоху турецкого владычества над Константинополем был выстроен дворец султана. Само название Одигитрия означает «Путеводительница». Несмотря на бесчисленные списки с иконы, подлинник ее нам не известен, он исчез во время турецкого завоевания столицы Византии.

Крестный ход. Казань, 2008 г. Фото с официального сайта Казанской епархии

Новоявленный

Казанский Образ По устоявшейся традиции, образ новоявленной Казанской Богородицы также принято относить к типу Одигитрия, как Петровскую и некоторые другие. Все они представляют собой погрудное изображение строгого иконографического типа Одигитрия. Одигитрия — основной иконографический тип, в котором лик Богоматери и Богомладенца не соприкасаются, Богомладенец Христос восседает на левой руке Богоматери, а правой рукой Богородица указывает на Христа как на путь, по которому мы все должны следовать. В этом и заключается смысл иконы Одигитрия как путеводительницы ко Христу. Принцип этот распространяется на все списки, реплики и варианты этой иконы. На Казанской же иконе изображение Пресвятой Девы огрудное, т.е. последние две отличительные и наиболее важные черты иконы Одигитрия отсутствуют — рук Богородицы не видно.

Первым, кто приписал Казанскую к типу Одигитрия, был патриарх, тогда митрополит, Гермоген. Именно в его «Сказании о явлении чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани» она впервые называется «Образом Пречистыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Честнаго и Славного Ея Одигитрия». Явленная икона была поставлена в новооткрытом по повелению царя Иоанна Грозного Казанском Богородицком монастыре и обложена золотом и драгоценными камнями из сокровищ.

Подлинник

и главные списки Казань стала местом, откуда распространялись по русской земле списки с подлинной явленной Казанской иконы. Распространяли их монастырские власти и Казанские иерархи, благословлявшие местными казанскими иконами знатных казанцев, приезжих лиц и делавшие иконами вклады в монастыри и храмы. Причем, как мы увидим далее, все эти списки разнились в деталях, сохраняя незыблемым лишь канон и стиль.

Известно, что явленная Казанская икона Божией Матери, бывшая в Казани, никогда не подновлялась. Как святыня, она сохранялась под слюдой. Ее украшения были богаче, чем оклад Московской. «Самую же ту пречудную и чудотворную икону златом и камением дорогим и жемчугом великим предивне из царских сокровищ повелел украсить Благочестивый Государь, царь, великий князь Феодор Иванович, всея России самодержавец», — пишет в сказании митрополит Гермоген. Составитель сказания говорит, что когда Иван Грозный получил список с явленной иконы, то «царь с сыновьями дивились изрядному начертанию ее». Это значит, что присланная икона была не похожа на все ранее виденные царем. Ему ли, Ивану Грозному, ценителю и знатоку христианских святынь, было не знать основные богородичные иконы?

Иерусалимскую (Казанскую) икону отличает от другого подобного типа особый поворот головы Богородицы и особое положение Богомладенца. Божия Матерь на Казанской иконе изображена с головой, преклоненной к Сыну Ее. Богомладенец представлен с благословляющей десницей. Лик Богородицы излучает любовь. В Ее светлых очах отражается задумчивость не суетная, не тревожная, а тихая, материнская, и бесконечное милосердие. Глаза Богомладенца — живые человеческие глаза, смотрящие выше земного, в детском их выражении виден разум взрослого человека, а в детской нежности — сила Божественная, лик Его исполнен Божественной красоты. Знаток церковных древностей профессор Казанской Духовной академии И.М. Покровский отмечал персто-сложение Богомладенца как «близкое к двуперстию...» Между тем, исследователь Н.П. Кондаков в числе точных черт типа Одигитрии называет следующий. «Предвечный Младенец обращен лицом (на три четверти) к зрителю или молящемуся и правою, протянутой рукой благословляет, — при этом, начиная с XI столетия, двояким благословением: или именословно, или, что чаще всего, троеперстно...». Этот признак указывает, что явленная Казанская икона Богородицы, восходит ко времени до XI века.

Прототипом новоявленной Казанской иконы Божией Матери был храмовый образ, известный в Константинополе. Время его создания — X — начало XI века. Близкий к типу Одигитрии, он сложными путями попадает в Московскую Русь и оказывается в мусульманской Казани либо как предмет культа тайных христиан, либо как военный трофей, учитывая то, что в период Казанского ханства Казань была одним из центров международной торговли...

Вековая тайна

Прошло сто лет, но вопрос, действительно ли явленный Казанский образ погиб от рук святотатцев в 1904 году, продолжает будоражить умы людей. Давно ушли в небытие и те, кто прямо или косвенно был причастен к похищению святыни, и те, кто по горячим следам пытался разобраться в хитросплетениях этого дела. Остались версии, домыслы, слухи.

В 1950-1952 году послушница игумении Софии монахиня Агафия рассказала архиепископу Сергию (Королеву) хранившуюся ею тайну о том, что грабители похитили не явленную в 1579 году икону, а один из ее точных списков. Еще задолго до кражи игуменией Маргаритой, напуганной несколькими попытками похищения явленного образа, было введено правило: на ночь заменять подлинную икону списком. Каждый вечер после закрытия храма подлинник вынимался из-под ризы и сопровождался в покои игумении, а наутро возвращался на прежнее место. Этот ритуал был произведен и накануне той злополучной ночи. Утром же, когда плачущие монахини обступили настоятельницу, она необычайно спокойно сказала им: «Не плачьте, сестры, Божия Матерь с нами». При даче свидетельских показаний на суде поведение игумении Софии также было удивительно спокойным. Ее больше заботило, по рассказам присутствующих, возвращение драгоценного оклада, чем самой иконы.

Предание о том, что украден был не явленный образ, а его список, продолжает жить. При закрытии Казанского Богородицкого монастыря в 1932 г. казанский образ, что заменил собой исчезнувший, похищенный подлинник, был перенесен в кладбищенский храм Ярославских Чудотворцев, где он находится и поныне. Бытует мнение, что это и есть образ древней Явленной. И все же, несмотря на его очевидную древность, искусствоведы относят его к XVIII веку.

Все, что связано с историей Казанского явленного образа, кажется, способно породить больше вопросов, чем ответов. Только время и дополнительные исследования, возможно, помогут разрешению сомнений и вековых тайн.

21 июля, 2005 год

В день чествования иконы Божией Матери «Казанская» состоялся визит Святейшего Патриарха Алексия II в Казань.

Заветная минута. Храм замер, затих. Патриарх зачитал слова поздравления президенту РТ Минтимеру Шаймиеву и появилась перед взорами людей ОНА! Сияющая и прекрасная.

Всецарица! Богородица! Чудотворный список Казанской иконы Божией Матери освятил всех невещественным светом благодатного счастья присутствия Матери Бога на празднике здесь на Земле.

Переданная Святейшим Патриархом Алексием Казанская икона Божией Матери была пронесена с крестным ходом от Благовещенского собора Казанского кремля до Крестовоздвиженского храма Богородицкого монастыря, где перед ней был совершен праздничный молебен.

Сегодня мы напоминаем об этом событии читателям «Раифского Вестника», так как оно явилось самым ярким и значимым для епархии после долгих лет богоборничества.

Георгий Мюллер, историк