Святыни
Сказание об иконе "Грузинской"
История этой удивительной Чудотворной иконы следующая. В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, захватив многие святыни Грузинской земли для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди многих похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом.
При правлении царя Алексея Михайловича молва о чудесных исцелениях образа «Грузинская» подвигла размножить икону в точных с нее списках. Первый список был сделан в 1654 году. Он находился в храме Животворящей Троицы, что в Никитках близ Варваринских ворот в Москве. Второй известный список принадлежал Алексеевскому женскому монастырю, что стал на месте будущего Храма Христа Спасителя. Известно, что молитвами монахинь этого монастыря перед образом в 1655 году была остановлена в Москве эпидемия чумы. Третий известный список находился в храме Покрова Божией Матери на Воронцовом поле. Его высоко почитали царственные особы: императрица Анна Иоанновна, царь Александр I и др. Сегодня этот святой образ с благословения Святейшего Патриарха Алексия II находится в храме святителя Мартина Исповедника, что на Большой Алексеевской улице в приделе Грузинской иконы Божией Матери. Четвертый чтимый список с Грузинского образа был сделан для Раифской обители Казанской епархии. В 1670 году митрополит Казанский Лаврентий заказал список одному из лучших казанских иконописцев. Список был так тщательно сделан, что уже во время перенесения иконы из Казани в Раифу стали происходить чудесные исцеления. Есть множество свидетельств того, как этот образ возвращал зрение слепым, очищал беснующихся, исцелял больных. |
В это время Ярославский купец Егор Лыткин в ночном сновидении увидел эту икону и ему было открыто, что она находится у его приказчика Лазарева, и в то же время получил приказание отослать Грузинскую икону в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему икону, то купец тотчас же вспомнил о видении. Он немедленно отправился с Грузинской иконой в Двинские приделы в Черногорскую обитель, где и исполнил виденное ранее предзнаменование. Черногорской обитель была названа потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности, известной под именем Черной горы. Наименование «Красногорский монастырь» обитель эта получила только впоследствии.
Уже к середине 17 века Грузинская икона почиталась как Чудотворная. Так, при самом внесении её в обитель получил исцеление монах Питирим, долгое время ничего не видевший и не слышавший. В 1650 году патриарх Никон, тогда бывший митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудесах от этого образа Богородицы и установил празднование ему 22 августа (4 сентября по новому стилю). Как далеко была распространена слава о Грузинской иконе, видно из того, что в царствование Алексея Михайловича её носили по разным городам России, например, в Москву, Устюг, Вологду, Переяславль-Залесский и многие другие, крестные ходы с ней доходили даже до реки Лены в Сибири. Документ 1698 года говорит, что «Чрез образ Грузинский Пресвятая Богородица и ныне творит чудеса и исцеления приходящих с верою».
В 1698 году было постановлено каждый год этот образ приносить в г. Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милост».
Тогда же по благословению архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия, смотрителем московской типографии Фёдором Поликарповым был составлен канон в честь Грузинской Божией Матери.
Как повествуют старинные монастырские предания, уже во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления немощных: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление. Таким образом, эта икона с самого первого своего появления в Раифской пустыни получила славу Чудотворной.
Прослышав об этом, жители города Свияжска попросили у владыки дозволения, чтобы образ этот приносили бы и к ним. И вот с тех пор икона Грузинской Божией Матери 31 июля стала подниматься с места и к вечере приноситься в Свияжск. На другой день, после литургии в Богородицком монастыре, организовывали крестный ход на реку Щуку и обносили образ вокруг всего города.
Затем жителям Свияжска дозволялось брать Чудотворную икону по домам, а с 6 по 21 августа ее торжественно проносили по окрестным селениям и возвращали в Раифский монастырь. Но бывали случаи, когда жители отдельных деревень обращались к настоятелю обители с просьбой отпустить к ним образ Грузинской Божией Матери для молебствования и в неурочное время. Так случилось в деревне Васильево 24 июня 1830 года. Вот что повествует предание, дошедшее до наших дней.
«В тот самый день, когда икона была носима из дома в дом и происходило молебство о дожде, внезапно нашла ужасная туча. Пролил сильный дождь с градом, и к удивлению всех жителей, без малейшего вреда на их полях посеянному хлебу, между тем, как крупный град в необыкновенном количестве и величине падал близ полей в лесу, так что отламывались древесные ветви...»
С возрождением Раифской обители, когда чудотворный образ вернулся в свой соборный храм, построенный по проекту М.П. Коринфского в 1835-1842 гг., со времени возобновления в 90-х годах XX века монастырской жизни, история чудесных исцелений возобновилась и продолжается по сей день для всех, кто приходит к Владычице.
Известно немало и других списков иконы, несущих благодать для тех, кто приходит к ней с верою.
Георгий Мюллер, историк