Возрождение


04.09.2002

Впервые за 85 лет крестом и молитвой освящались окрестности...

Седмиезерный монастырь сегодняшнее поколение верующих открывало для себя почти десять лет назад — тогда начинали восстановление почти полностью разрушенной обители. И до сих пор ездят, чтобы поработать на огородах, помочь в ремонте. Знают монастырь и те, кто не приложил трудов к его возрождению, но с удовольствием приезжает сюда на целебные источники, для долгих и душеспасительных бесед с батюшками.

Вот почему, когда объявили о крестном ходе 9 июля из Петропавловского храма в Седмиезерный монастырь, желающих оказалось очень много.

Около 200 человек — такого количества не ожидали даже священники храмов города, которые организовали крестный ход.

Рано утром во дворе Петропавловского храма выстраивается колонна верующих. Впереди хоругви, большие храмовые иконы (маленькие иконы были в руках или на груди почти у каждого). Возглавляют крестный ход священники Гаринской церкви и часовни святого Иоанна Кронштадтского, вместе с благочинным о. Владимиром. Путь предстоит долгий, без малого двадцать километров пешком, затем на автобусе, а там снова пешком два километра до монастыря. В тридцатиградусную жару не всем это под силу. Пожилые решают пройти сколько смогут (но они оказались даже выносливее молодых и стояли еще и на службе в Седмиезерке). Вначале наш путь идет в обход ЗМЗ, затем по новой строящейся дороге к Ильинке.

В Ильинском храме нас уже ждут, встречают с радостными слезами на глазах. Крестных ход не припомнят в своей жизни даже восьмидесятилетние старики. И для них, и для нас это не только возрождающаяся традиция, но и еще один факт возрождающейся в людях веры.

В соседнем Волжске крестные ходы уже прочно вошли в церковную жизнь, у нас этот первый. И главное, что отметили все его участники: крестом и молитвой освящалась вся местность. Это было почти зримо. «Вот если бы нам разрешили городские власти почаще так обходить город, тогда, может быть, и жизнь в нем была спокойнее», — говорили прихожане.

Крестный ход с чудо-творными иконами был всегда верным средством от всех напастей: нападений врагов или страшных болезней. Чудотворный Раифский образ Божией Матери «Грузинская» каждый год носили крестным ходом в Свияжск. А Седмиезерную Смоленскую икону — по Казанской, Вятской и Самарской губерниям.

Отслужили молебен в Ильинском храме — и вновь нас ждет дорога, теперь по заповедному Раифскому лесу вплоть до монастыря. Темно-зеленой стеной стоят вековые деревья, и золотые хоругви бросают на них солнечные зайчики. Молитва звучит почти все время (на ходу читали и пели даже акафисты). И только перед входом в обитель ее перекрывает радостный благовест раифских колоколов.

Вновь молебен, теперь уже перед чудотворным образом «Грузинской». С огромным удовольствием припадаем к святому источнику — и снова пора отправляться в путь. До поворота на Казанскую трассу нас сопровождают сотрудники ГИБДД, вернее, они идут рядом, а в машине едет матушка Антония. Затем сворачиваем к Новопольке. Все, кого мы встречаем на ходу, спрашивают, что это за шествие, и у всех — разного возраста, разного вероисповедания — мы видим неподдельный интерес и открытую доброжелательность.

В Новопольке самый длинный перерыв на обед, желающие могли обратиться к фельдшеру (диакону Нижневязовской церкви

о. Вячеславу), который всю дорогу был рядом. Но все, несмотря на усталость, чувствовали себя отлично. Самым трогательным моментом была встреча двух крестных ходов: навстречу нашему вышли монахи Седмиезерной обители во главе с наместником игуменом Германом и прихожанами Осиновской церкви, которые приехали чуть раньше нас. Два людских потока слились в один. Усиленный в два раза хор запел так, что слышно стало по всем окрестностям. Река прихожан, среди которой, как паруса, колыхались хоругви, потекла к воротам монастыря.

В обители восстановлен пока один только храм, в котором покоятся мощи святого старца Гавриила Седмиезерного и находится почитаемая икона Божией Матери «Смоленская Седмиезерная». У входа выстраиваются священники и монахи с принесенными и местными иконами. И каждый из участников крестного хода благоговейно прикладывался к каждой иконе и «подныривал» под нее. Вмиг проходила усталость, душа ликовала высокой духовной радостью...

Вот о такой радости писал когда-то старец схиархимандрит Гавриил своим духовным детям: «Оставляю вам в наследство великое богатство для всех неоскудеваемое. Его всем хватит, только пусть пользуются и не сомневаются, — будут жить безбедно, кто сумеет его себе присвоить».