Возрождение


22.12.2010

Второе дыхание церкви во имя Святителя Варсонофия, Казанского чудотворца

Не так уж много храмов было построено и освящено в Казани в первое десятилетие XX века1. Среди них и церковь во имя Святителя Варсонофия, Казанского чудотворца. Удивительным образом этот храм сохранился и простоял все богоборческие годы практически без изменений.

Конечно, он был закрыт ещё в 1918 году, конечно, он был осквернён тем, что в нём размещались различные медицинские службы; но дух его устроителей, его намоленность сохранилась и она постепенно начинает возвращаться сейчас, когда храм открыт для верующих, для молитвы.

Храм во имя святителя Варсонофия, Казанского чудотворца

Из истории возникновения храма. Церковь была построена на средства крупного казанского фабриканта и заводчика, мануфактур-советника, потомственного почётного гражданина Ивана Ивановича Алафузова. Промышленную и торговую деятельность он начал в 1856 году, а спустя два года совместно с Сергеем Евсеевичем Александровым образовал «Товарищество Казанского кожевенного завода на паях». Остался в памяти как крупный благотворитель. Так, он пожертвовал средства на строительство зданий женской рукодельной школы, больницы для рабочих в Адмиралтейской слободе, театра.2

Но напряженная деловая жизнь подрывает здоровье Алафузова. И предприниматель в возрасте 54-х лет умирает 26 августа 1891 г. в г. Ораниенбауме, а 6 сентября его хоронят в фамильном склепе Свято-Успенского Зилантова мужского монастыря, где покоился прах его первой жены Людмилы Сергеевны Александровой († 1868), дочери его компаньона С.Е. Александрова.3

Его вторая жена, Лидия Андреевна Кауль (1851-?), как одна из наследниц многомиллионного состояния, в память о своем муже вкладывает средства на строительство храма во имя святителя Варсонофия, а также возводит одно из зданий университетской больницы.

Комплекс зданий при новых университетских клиниках был построен в 1896–1901 гг. по проекту известного московского архитектора Константина Михайловича Быховского. Храм составлял часть этого проекта. За постройкой наблюдал казанский городской архитектор (1899–1906) и одновременно архитектор Казанского университета (1899–1903) Иван Никитич Колмаков. Первоначальный проект и смета, утверждённая министром народного просвещения, предполагали строительство небольшого храма без причта. Однако Лидия Андреевна Алафузова пожертвовала сумму, необходимую для постройки и оборудования солидного каменного храма, правда, без колокольни. Строил храм подрядчик всего комплекса зданий клиник Пётр Митрофанович Сушенцов, пожертвовавший в церковь несколько икон. Основную часть икон написал один из основателей и преподаватель Казанской художественной школы Григорий Антонович Медведев (1868 – 1944), иконостас изготовил и установил М.Л. Сухов.

Небольшая одноглавая церковь органично вошла в ансамбль больничных зданий и явилась его своеобразным архитектурным акцентом. Она хорошо просматривается через ограду с улицы Бутлерова. С главным зданием она соединена переходной галереей. Построена в стилизованных формах древнерусской церковной архитектуры, из которой заимствованы килевидные окна, многослойные карнизы, закомары в виде трёхлопастных завершений фасадов четверика храма. Использование для храма сочетания серой штукатурки деталей и красного кирпича следует отнести за счёт привлечения столичного архитектора Быховского, т.к. это всё-таки не является характерной чертой для архитектуры провинциального города.

Лидия Андреевна обеспечила процентами с ценных бумаг высокое жалованье причта (1000 руб. — священнику и 500 руб. — псаломщику), более чем вдвое превышающую обычную зарплату священнослужителей. Это объяснялось тем, что никаких иных доходов не предполагалось, ибо в клиниках лечились в основном бедняки, и требы совершались бесплатно. Изначально церковь предусматривалась как домовая для окормления больных и сотрудников клиники. Кроме этих затрат, вдова Алафузова содержала 25 дополнительных коек, оплачивала труд нескольких врачей и фельдшеров.4

Освящение храма. Этот храм при новых клиниках Казанского Императорского университета был освящен Арсением, архиепископом Казанским и Свияжским, 21 января 1901 года.

С благословения Его Высокопреосвященства накануне дня освящения 20 января было совершено в новом храме всенощное бдение с акафистом святителю Варсонофию, а 21-го в 8 часов утра освящение воды.

21-го января в 9 часов утра в клинику прибыл Высокопреосвященнейший Арсений и при входе в неё был встречен корпорацией клиники во главе с ректором университета; в церкви же встретили его со св. крестом сослужащие Владыке при освящении храма священнослужители. Освящение храма и литургия были совершены Его Высокопреосвященством торжественно. За литургией во время причастного одним из священнослужителей, участвовавших при совершении Богослужения, сказано было слово, а в конце литургии провозглашено было многолетие Государю Императору, всему Царствующему Дому, Св. Синоду, Высокопреосвященнейшему Арсению с богохранимою паствою; вечная память Иоанну (Ивану Ивановичу Алафузову), на пожертвованную сумму которого и был выстроен храм и одна из клиник, и многолетие жертвователям, строителям, учащимся и всем православным христианам.5

Церковь была закрыта одной из первых в городе — осенью 1918 года. Иконы, роспись и утварь были утрачены.

Ныне храм обретает вторую жизнь, второе дыхание. Он был открыт 25 сентября 2010 года — спустя 110 лет со дня своего основания и 92 года — со дня закрытия. Его настоятелем является схимонах отец Вячеслав (Шапоров).

Анатолий Елдашев, историк,
преподаватель Казанской духовной семинарии,
номинант Макариевской премии


1 Последней в Казани в предреволюционное время была освящена деревянная церковь во имя преподобного Серафима Саровского в Академической слободе 16 июля 1917 года. См.: Известия по Казанской епархии за 1917 год. – Казань: Императорская Казанская духовная академия. № 27-28. 15-22 июля 1917. — С. 449.

2 Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. — С. 24.

3 «Казанские вести». 28 августа 1891, № 238. Некролог. Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана. Т.I. — Казань, 2001. — С. 96.

4 Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI — начало XX веков). — Казань: Фест, 1998. — С. 35–36.

5 Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии за 1901 год. — Казань: Типо-литография Императорского университета, 1901. — С. 265–266.