Возрождение
Забытая часовня
Без всякого сомнения, этот памятник истории и архитектуры, стоящий на крутом волжском берегу, может служить неким символом нашего края. И он служит — разрушенный, заброшенный... Но помнят о нем краеведы, историки, люди, чья душа болеет за родные места. Проезжающие мимо пассажиры поездов и теплоходов с удивлением вглядываются в строгие классические очертания полуразрушенного здания с колоннами из красного кирпича, явно старой постройки, и задаются вопросом: а что это?.. Мавзолей? Храм? Памятник? Кто построил? Для чего служит это творение рук человеческих? Смотришь на него лишь несколько секунд, а впечатление остается надолго...
Почти девяносто лет стоит на вязовской горе этот памятник, закладка которого состоялась в день открытия моста через Волгу. Построенная на пожертвования населения, часовня вместе с Романовским (Свияжским) мостом на фоне волжских просторов должны были образовать захватывающий душу ансамбль... Возведение часовни было утверждено специальной комиссией, этим хотели ознаменовать юбилейную, значимую для всей России дату — 300-летие правящей династии Романовых. Проект был сделан А.В. Щусевым, — тем самым архитектором, что впоследствии спроектировал Казанский вокзал в Москве... Торжественная закладка здания прошла в день открытия Романовского моста, 11 июля 1913 года. Торжества по этому случаю имели широкий размах — приехали именитые гости, надеялись даже на визит Николая II. Пришедший Крестным ходом со множеством верующих епископ Чебоксарский Михаил совершил молебен на площадке, отведенной под строительство часовни.
Строить часовню начали в 1914 году. Но тогда этому замыслу не суждено было осуществиться: до начала первой мировой войны строители успели возвести лишь стены, колонны и перекрытие первого яруса, возвести колокольню и облицевать здание мрамором не успели. А потом о нем и вовсе забыли.
«Привести памятник-часовню в надлежащий вид, — поделился своими размышлениями настоятель Свято-Троицкой церкви села Нижние Вязовые иерей Валерий Моисеев, — дело, несомненно, благое и необходимое. Очень хочется, чтобы наш край украсила еще одна святыня. Однако строительство часовни не по силам даже епархии, не говоря уже о нашем приходе. За это дело обещало взяться правительство республики, но я очень сомневаюсь в том, что восстановление произойдет в скором времени...»
Попытки восстановить памятник были неоднократными. Архитектор-реставратор, специалист научно-реставрационного управления РТ Марина Степанова разыскала подлинные чертежи часовни — с этой целью она ездила в Москву. Внук Щусева разрешил произвести поиски в семейном архиве. Замысел архитектора стал известен точно: удалось найти окончательный вариант чертежей Романовской часовни.
Судостроительный завод Зеленодольска, который в 1987 году впервые предложил восстановить уникальный памятник архитектуры (тогда предполагалось разместить в часовне заводской музей), отказался от проекта восстановления часовни — экономическое положение гиганта татарстанского судостроения пошатнулось, и о памятнике вновь забыли на несколько лет.
Вновь идея восстановления реликвии появилась года четыре назад. Был заказан проект строительства памятника — уже по своему прямому назначению, то есть как часовни. Проект был выполнен, разработаны чертежи и эскизы для строительства. Однако недостаток финансирования вновь помешал воссоздать Романовскую часовню...
Два года назад вновь стало известно о возвращении к этой идее. Правда, финансовую часть проекта предполагалось возложить на Горьковскую железную дорогу. Но и по сей день одинокий храм на вязовской горе покрыт мраком запустения и забвения. Когда же облицованная мрамором Романовская часовня вознесет свой крест над высоким берегом Волги? Туманная перспектива...
Дмитрий КАТАРГИН,
Ольга КРЕСТИНИНА,
Яков ПРОШИН