Возрождение
Восстановление утраченного
История возникновения построек Раифского монастыря, их художественный облик представляет несомненный архитектурный интерес. Несмотря на утраты и более поздние постройки, монастырь сохранил цельность облика до наших дней. Это единственный в Татарстане сохранившийся монастырский комплекс, выдержанный в стиле барокко и предшествующих традиций XVII века.
Как мы уже сообщали, на территории Раифского монастыря начались восстановительно-строительные работы утраченного братского корпуса.
Согласно архитектурному ансамблю, сложившемуся в XVIII-XIX вв., это здание было расположено за нынешним водосвятным источником. Более подробно о строительстве мы попросили рассказать наместника монастыря архимандрита ВСЕВОЛОДА.
— Отец Всеволод, практически всю зиму не прекращались работы по строительству последнего утраченного здания на територии обители. Скоро, похоже, будет готов первый этаж...
— Да. Уже скоро. Строители стараются. Идея восстановить Братский корпус была ведь с самого начала возрождения Раифы. Я благодарен всем благодетелям, которые помогают нам в этом.
Зеленодольский ГУП «Татинвестгражданпроект» воссоздал проект по старым чертежам и планам архитектора Ф.И. Малиновского (этим же архитектором спроектирован и наш Троицкий собор).
Заказчиком же проекта стала казанская организация ООО «Грань», которая имеет федеральную лицензию на восстановление памятников и большой опыт такого строительства. ООО «Грань» непосредственно руководит стройкой, осуществляет надзор, контролирует качество строительства — то есть создает объект с самого его начала до ввода в эксплуатацию.
Конечно, фасад строящегося здания будет соответствовать замыслам архитектора, но внутри будут применены новейшие инженерные системы...
— А что именно планируется расположить в этом Братском корпусе?
— В нем будет библиотека, красивейший большой совещательный зал для различный собраний, медицинский пункт. Вероятно, и архиерейские покои...
Чтобы не быть голословным, наместник вынул увесистую папку со старыми чертежами и современными документами по строительству. Рассматривая их, невольно понимаешь, какая огромная работа была проведена людьми, которые старательно хранили и передали драгоценное наследие для его использования в дальнейшим.
Не удержусь, чтобы не привести пояснительную записку к эскизному проекту восстановления Братского корпуса, подписаную архитектором Майоровой Т.Г.:
«При проведении в 2003 году земляных работ в восточной части территории монастрыя были обнаружены остатки кирпичного сооружения. В результате предварительных исследований это оказались остатки Братского корпуса, построенного в начале XX века и разобранного в 60-е годы. После технического обследования, сохранившиеся фундменты были признаны негодными для строительства на них нового здания, т.е. воссоздания заново утраченного сооружения. Было принято решение о восстановлении Братского корпуса в соответствии с его первоначальным обликом в полном объеме, включая создание новых фундаментов на месте прежних.
...Во время своего существования здание Братского корпуса являлось замыкающим в организации площади...
...В процессе проектирования были выполнены историко-архивные исследования; а также натурные исследования сохранившихся фундаментов, которые были использованы для обоснования архитектурного решения возводимого сооружения...
Архитектурное решение фасадов основано на архивных чертежах проекта Братского корпуса, выполненного архитектором Малиновским в 1905 году. Здание представлят собой 2-этажное симметричное сооружение с центральным входом, украшенным эркером с треугольным фронтоном...
...В связи с технологическими процессами, предусмотренными проектом приспособления, необходимо учитывать современные нормы и правила по пожаробезопасности, санитарным требованиям и т.п. Данные включения в архитектуре здания решены корректно в соответствии со стилистикой фасада и обликом здания.
Конструктивное решение здания предусматривает использование современных материалов и технологий. Так, например, фундаменты здания используются свайные и сварные бетонные блоки для стен техподполья; стены — слоистая кладка из керамического кирпича... на цементном растворе с толщиной шва 1-1,5 см с использованием утеплителя... Кровля стропильная с покрытием металлочерепицей. Окна деревянные с тройным остеклением; наружные двери филенчатые из ценных пород древесины...»
И так далее — указано все вплоть до цвета черепицы и всех используемых материалов...
— Отец Всеволод, традиционный вопрос: когда планируется окончание строительства?
— Не могу сказать о сроках завершения отделочных, внутренних работ, но само строительство нового Братского корпуса рассчитано на год.
— Значит, это последняя «стройка» на територии монастыря? Конец?
— (Смеется). А башни? Ты посмотри на старую литографию — вот они, белокаменные! Хотя бы еще одну восстановить, что была возле нынешней теплицы...
- См. также Архитектурный ансамбль