Возрождение


22.05.2010

Четыреста пятьдесят пять лет Казанской епархии

Казанская епархия Русской Православной церкви была учреждена 3 апреля 1555 года,  первым архиепископом Казанским и Свияжским стал свт. Гурий. 

На территории Татарстана

христианство появилось уже в первые века нашей эры — тогда же, когда оно начало распространяться в Восточной Европе. В период Великого переселения народов — в III-VII веках — оно было уже достаточно широко распространено. Об этом свидетельствуют находки нательных крестиков и других христианских предметов в захоронениях, городищах и селищах разных археологических культур этого периода.

В 922 году официальной религией Волжской Булгарии, государства, располагавшегося в южной части Татарстана, стал ислам, но были и христиане. Так, согласно летописям, в 990 году киевский князь Владимир послал к булгарам миссионера Марка Македонянина, по летописному известию крещение приняли четыре булгарских князя с семьями. Один из археологических памятников города Булгар получил название «Греческая палата» — это была, скорее всего, православная церковь.

После монгольского нашествия территория Татарстана вошла в состав Золотой Орды. С 1261 года в Золотой Орде действовала Сарская и Подонская епархия Русской Православной церкви, резиденция правящего архиерея располагалась в столице Золотой Орды, городе Сарае. Ему подчинялись и храмы, располагавшиеся в Волжской Булгарии.

Казань впервые упоминается в летописи в 1276 году, в связи с тем, что хан Менгу-Тимур отдал «Булгарскую и Казанскую землю» в удел своему зятю, князю Федору (канонизирован как Федор, Ярославский Чудотворец).

Возникновение Казанской епархии

было обусловлено присоединением в середине XVI века к Российскому государству территории Среднего и Нижнего Поволжья. Казанская епархия Русской Православной церкви была учреждена 3 апреля 1555 года,  первым архиепископом Казанским и Свияжским стал свт. Гурий.

Святитель Гурий. Икона

Первоначально она включала территорию Казанского ханства и окрестных районов, завоеванных в 1552 году и Вятскую землю. В 1556 году, после завоевания Астрахани, в нее вошли все земли Среднего и Нижнего Поволжья, во второй половине XVI-начале XVII вв. — вновь присоединяемые территории Урала и Сибири. В дальнейшем территория Казанской епархии сокращалась. В 1602 г. были отделены земли Нижнего Поволжья (Астраханская епархия, в 1620 г. — Сибирь (Тобольская епархия), в 1657 г. — Вятская земля (Вятская епархия).

В первой половине XVIII века территория Казанской епархии включала в основном территории созданных Петром I Казанской и Уфимской губерний.

В 1780-е гг. границы епархий стали приводиться к границам новых губерний, созданных Екатериной II и к середине 1790-х Казанская  епархия включала новые Казанскую и Симбирскую губернии, открытые в 1789 году. С 1832 года, после создания Симбирской епархии — только Казанскую губернию. Значительная часть территории нынешнего Татарстана в XIX — начале XX вв. входила в состав других епархий: Вятской (Елабужский, Менделеевский, Агрызский районы, Менделеевск), Самарской (Бугульминский, Лениногорский, Альметьевский, Бавлинский, Ютазинский районы,) Симбирской (Буинский, Дрожжановский районы), Уфимской (Набережные Челны, Тукаевский, Мензелинский, Сармановский, Азнакаевский районы).

В первой половине двадцатых годов прошлого века границы Казанской епархии были приведены в соответствие с новым административно-территориальным делением Поволжья, в ее состав вошли Татарская, Чувашская, Марийская АССР. В 1946 году открыта новая Чебоксарская и Чувашская епархия, в 1993 году — Йошкар-Олинская и Марийская, и с этого времени Казанская епархия включает только территорию Республики Татарстан.

Управление епархией

В дореволюционное время архиереи, управляющие Казанской епархией, носили титул «Казанские и Свияжские», кроме митрополита Гермогена, титулованного как  «Казанский и Астраханский», митрополита Иоасафа — «Казанский и Болгарский», в 1795–1831 гг.  казанские архиереи носили титул «Казанские и Симбирские».

В советское время до 1950 года архиереи  именовались «Казанскими и Свияжскими», в 1944-58 гг. — «Казанскими и Чистопольскими», с 1958 г. — «Казанскими и Марийскими», с 1993 года, в связи с образованием самостоятельной Марийской епархии, титул правящего архиерея — «Казанский и Татарстанский».

Кроме епархиальных архиереев в управлении Казанской епархией участвовали викарные епископы. Первое викариатство Свияжское существовало в 1799-1802 гг. С 1853 года в управлении Казанской епархией участвовали викарные епископы Чебоксарские, являвшиеся помощниками епархиального архиерея, с 1899 года — епископы Чистопольские, ректоры Казанской духовной академии, с 1907 года — епископы Мамадышские, в ведении которых находились «инородческие» приходы и миссионерская деятельность.

Важнейшими событиями в жизни епархии

были обретение в 1579 году Чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, участие казанцев в ополчении Минина и Пожарского по благословению патриарха Гермогена, бывшего Казанского митрополита и всероссийское прославление Казанской иконы Божьей Матери.

В 1613 году митрополит Казанский и Свияжский Ефрем венчал на царство избранного Земским собором царя Михаила Федоровича Романова. В 1654 (по другим данным в 1656) году избавлением Казани от эпидемии чумы прославилась Седмиозерная икона Смоленской Божьей Матери, в 1660-е гг. — Свияжск и Казанский край прославила заступничеством от морового поветрия  чудотворная икона Грузинской Божьей Матери.

Духовное просвещение

В 1723 году была открыта Казанская славяно-латинская школа, преобразованная в 1732 году в Казанскую духовную семинарию.  В 1731-1764 гг. в епархии действовала Контора новокрещенских дел, занимавшаяся миссионерской деятельностью, благодаря чему в православие была обращена основная часть чувашей, удмуртов и марийцев. Правда, при этом применялись меры явно принудительного характера и приобщение к православной вере часто имело формальный характер. В быту этих народов сохранялись не только пережитки язычества, но и вера в многобожие, жертвоприношения животных и другие языческие обряды.

В 1798 году в Казани была открыта духовная школа, которая была преобразована в духовную семинарию. Вновь духовная академия была открыта в 1842 году. Это была четвертая и последняя по счету духовная академия в России. Выпускниками и преподавателями академии были многие выдающиеся ученые...

Более 80 выпускников Казанской академии стали архиереями. Многим из тех, кто закончил Казанскую духовную академию в XX веке, архиерейский сан принес  тяжкие испытания и мученическую смерть за православную веру. Среди канонизированных в 1990-е годы новомучеников и исповедников российских и украинских — последний ректор академии Анатолий (Грисюк) и выпускники Афанасий (Малинин), Варсонофий (Лузин), Виктор (Островидов), Гавриил (Аболымов), Герман (Ряшенцев), Гурий (Степанов), Иоасаф Удалов, Иоанн (Поярков), Иов (Рогожин), Ириней (Шульмин), Иувеналий (Масловский), Симеон (Шлеев), Феодор (Поздеевский) и другие.

К 1917 году на территории Татарстана было более 650 приходов, 10 мужских и 8 женских монастырей.

В советское время

Казанская епархия, как и вся Русская Православная Церковь, пережила тяжелые времена. В 1918 году были расстреляны более двадцати священников. Митрополит Кирилл (Смирнов) только дважды, в 1920 и 1921 гг., смог побывать в Казани, проведя все остальные годы в тюрьмах и ссылках, вплоть до мученической смерти. Мученическую кончину приняли почти все архиереи в 1918-1937 гг., кроме Афанасия (Малинина).

В 1929 году были закрыты все монастыри, в том же году началось массовое закрытие церквей и репрессии против духовенства. Всего в 1929-1931 и в 1937-1938 гг. были расстреляны более 100 священнослужителей и монашествующих, более 700 осуждены к заключению. Жертвами репрессий стали сотни прихожан, выступавших против закрытия храмов. В 1937 году епархиальное управление перестало существовать. К 1939 году в Татарской АССР остались только два действующих храма — в Казани и Мензелинске.

Раифский монастырь - православная жемчужина Татарстана

Возрождение церковной жизни

началось с 1944 года. К 1948 году на территории Татарстана действовали около 40 приходов, было восстановлено и епархиальное управление. Но в первой половине 60-х годов наступление властей на церковь возобновилось. В 1960 году архиепископ Иов (Кресович) был осужден по надуманному обвинению к 7 годам лишения свободы. Количество приходов сократилось до 15 в Татарстане и до 8 в Марийской республике.

С 1 июля 1960 года по 1975 год Казанской кафедрой управлял архиепископ Михаил (Воскресенский), который, несмотря на тяжелейшие годы, не допустил закрытия хотя бы одного храма епархии.

С 1975 по 1989 год епархией руководил епископ Пантелеимон (Митрюковский). При нем были зарегистрированы три прихода в крупных районных центрах.  К концу 1988 года в епархии действовали по Татарской АССР 16 приходов, по Марийской АССР — 11 приходов.

Новое время

В 1989 году на Казанскую кафедру решением Священного Синода назначен настоятель Никольского кафедрального собора и секретарь епархиального управления архимандрит Анастасий (Меткин).

В настоящее время в Казанской Епархии совершают служение 324 священника и 66 диаконов. Епархия поделена на 20 благочиннических округа, в которых действует 201 приход (общее количество 270). В епархии восстановлено 9  монастырей, из которых: 7 мужских, 2 женских и 7 подворий.

Духовная семинария

была воссоздана в 1997 году. На ее открытие прибыл Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Ректором Казанской духовной семинарии является архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий. Духовная семинария была зарегистрирована Регистрационной палатой РТ, а также, как православная религиозная организация-учреждение высшего профессионального образования, получила государственную лицензию на право преподавания по специальности богословие.

Казанская духовная семинария является единственным в Татарстане православным высшим духовно-учебным заведением с дневной формой обучения.

В настоящее время в Казанской епархии существует 20 печатных периодических изданий:

1. «Верую» — газета Альметьевского благочиния (г. Альметьевск). Тираж 1000.
2. «Живоносный источник» — газета Воскресенского прихода (пос. Алексеевское). Тираж 900.
3. «Лоза» — молодежная газета Набережно-челнинского благочиния (г. Набережные Челны). Тираж 700.
4. «Заступница усердная» — газета Крестовоздвиженского храма г. Казани. Тираж 1000 экземпляров.
5. «Одигитрия» — газета Воскресенского собора (г. Набережные Челны). Тираж 600 экземпляров.
6. «Параскева» — газета Лениногорского благочиния (г. Лениногорск). Тираж 1000.
7. «Православное слово» — газета Спасского благочиния (г. Болгар). Тираж 350.
9. «Родничок» — газета Казанско-Богородицкого прихода (с. Анатыш, Рыбно-Слободского района). Тираж 200.
10. «Свет Православия» — газета Елабужского благочиния (г. Елабуга). Тираж 350.
12. «Семинарский вестник» — журнал Казанской Духовной Семинарии. Тираж 200.
13. «Православный Собеседник» — альманах Казанской Духовной Семинарии. Тираж — 500.
14. «Следопыт» — газета военно-патриотического клуба «Следопыт» (г. Набережные Челны). Тираж 200.
15. «Собрание» — православный миссионерско-просветительский журнал (г. Казань). Ежеквартальная периодичность. Тираж 1500.
16. «Наш колокол» — приходская газета Петропавловского храма п. Кукмор. Печатный объем 4 полосы. Тираж 200 экз.
17. «Православие в Челнах» — газета Набережно-челнинского благочиния (г. Набережные Челны).
18. «Православный День» — приходская газета храма Серафима Саровского г. Казани. Тираж 230 экз.
19. «Страничка Православия» — приходская газета храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Тираж 700 экз.
20. «Трезвение» — газета Православного информационно-просветительского центра святителя Варсонофия, Казанского чудотворца. Тираж 999 экз.