Архитектура (продолжение)
Окончание. Начало на предыдущей странице.
В облике дошедших до наших дней построек Раифского монастыря нашли свое отражение многие стилевые направления российской архитектуры последних веков.
Первый из них - это так называемое "нарышкинское" или "московское" барокко, ставшее последним ярким явлением древнерусского зодчества в конце XVII - начале XVIII вв. Для архитектуры этого стиля характерны асимметричные композиции, скомпанованные в живописный, свободный, но целостный ансамбль, декоративность и яркая красочность внешнего облика построек. Трапезная и колокольня становятся обязательными, превращая каждую церковь в небольшой ансамбль. Храмы чаще всего возводятся в виде бесстолпных четвериков, своды над ними просто замыкают пространство сверху. Завершаются они уже не шатрами, с 1652 г. запрещенными Никоном ввиду их неканоничности, а главой или световым восьмериком. Все эти новые приемы композиции видны в архитектуре ансамбля монастыря.
Как отмечалось выше, он был возобновлен после пожара по образцу Тихвинского монастыря в Новгороде и Новоиерусалимского монастыря под Москвой. Однако здесь необходимо подчеркнуть, что в рассматриваемую эпоху понимание образца в архитектуре (в особенности культовой) было отличным от современного. Речь шла не только о формальном следовании архитектурным формам, а об уподоблении на более сложном литургическом, идейно-символическом и ассоциативном уровнях.
Совершенно оригинальной была архитектурная деталь в виде ромбовидной ступенчатой консольки. Пояс из таких консолек проходил по всему внешнему периметру стен. Они фланкировали амбразурные щели, на западной стене располагались равномерно и даже залезали на шатер Северо-восточной башни.
Однако, на облик древних построек Раифы повлияло не только "московское" барокко. В их общей аскетичности, некоторой скульптурности, основанной на сочетании различных объемов, можно усмотреть отражение архаичных форм архитектуры как Никоновского времени (например, никоновского скита в Новом Иерусалиме), так и основанных на еще более древней традиции черт псковско-новгородской архитектурной школы.
Таким образом, ансамбль Раифского монастыря сложился в русле общего развития русской архитектуры конца XVII - начала XVIII в., под влиянием традиций различных архитектурных школ, в том числе и местных. Сейчас трудно сказать, что имели в виду древние, говоря о его уподоблении образцам - необходимо дальнейшее исследование, чтобы "расшифровать" их сложные связи.
Период классицизма получил выражение в двух монастырских постройках. В 1833 г. по проекту архитектора А.К. Шмидта была построена каменная часовня. Она возникла на месте прежней деревянной, стоявшей на повороте от дороги к монастырю и пришедшей в ветхость. В 1835-1842 гг. вместо обветшавшей к этому времени церкви во имя Преподобных отцев был построен новый теплый храм. Собор был освящен во имя Грузинской Божьей матери по имевшемуся в старой церкви одноименному приделу. Массивное шестистолпное здание в формах позднего классицизма, возведенное по проекту казанского архитектора М.П. Коринфского, стало доминировать в застройке монастыря и играть заметную роль в его облике, в особенности со стороны главного входа.
Последний период активных строительных работ в монастыре относится к концу XIX - началу XX в. Е. Малов упоминает как совершенно обветшавшую и потому разбиравшуюся церковь Преподобных отцев. Однако она не была разобрана до конца. В 1892 г. был составлен проект перестройки церкви, из которого видно, что часть здания сохранялась, а с западной стороны пристраивалась расширенная к югу новая трапезная с кухней. Древняя колокольня к этому времени уже не существовала.
В 1904-1910 гг. был возведен новый холодный Троицкой собор, решенный в характерном для конца XIX в. псевдорусском стиле со стилизацией форм под кирпичное узорочье XVII в. Первоначально предполагалось сохранив древний храм и разобрав трапезную с примыкавшим к ней приделом возвести новую трапезную, для чего в 1894 г. архитектором Ф.Н. Малиновским был составлен проект. Однако в действительности все произошло наоборот - сначала была построена новая храмовая часть церкви (возможно - в 1904 г.), а затем к ней примкнула трапезная с крыльцом, проект для которой разработал тот же Ф.Н. Малиновский.
Наконец, в 1899-1903 гг. на средства, пожертвованные купцом М.Т. Атлашкиным, над святыми вратами была построена новая колокольня с храмом Архистратига Михаила. Композиционный центр ансамбля сместился к входу, а новая пятиярусная высотная доминанта в формах неоклассицизма начала XX столетия более соответствовала масштабу поздних построек.
Таким образом, строительная история ансамбля Раифского монастыря отразила изменения архитектурных вкусов целой эпохи, начиная от средневековья и до новейшего времени, в целом оставаясь при этом ярким памятником древнерусской культуры.