Публикации
Доверительный рассказ о себе
на пользу другим
Накануне престольного праздника мы попросили иеромонаха Григория (Макарова) одного из старожилов монастыря, вспомнить о первых днях прихода в Раифу, о первой встрече с наместником отцом Всеволодом, о сердечной расположенности перед образом Божией Матери «Грузинская»...
– Уже в последние годы своей жизни в миру я стал задумываться о смысле жизни, и уход в монастырь представлялся мне одной из альтернативных возможностей дальнейшего продолжения моей жизни. Тогда мне было 38 лет, я был женат и имел двоих детей, но семейная жизнь для меня фактически уже перестала существовать, и я очень хотел уйти в монастырь. Я пытался осуществить это трижды. Один раз даже прошел пешком 30 км, но вернулся, и лишь на третий раз ушел окончательно. Я уехал, никому ничего не сказав, и из всех личных вещей у меня был только пакет, в котором находился паспорт, зубная щетка и смена белья. Было это накануне Троицы. Я пришел в монастырь ночью, накануне престольного праздника в монастыре, а я ничего и не знал, ходил всю ночь вокруг гостиницы, от волнения даже не догадался войти туда, и комары нещадно кусали меня всю ночь… Я дождался рассвета и попал сразу на праздничную службу.
Тут увидел и встретился и с владыкой Анастасием, и с отцом Всеволодом, хотя до этого знаком с ними не был. Встретил также и своего земляка, он уже жил в обители некоторое время, он и помог мне устроиться, так что уже с третьего дня пребывания в монастыре дали мне послушание.
Стал я гостиничным в старой гостинице, которая в 2006 году сгорела. Там вот я и заведовал хозяйственной частью. Икону Божией Матери «Грузинская» я впервые увидел в тот же день, 7 июня, в Троицу. Она поразила меня сразу, я был удивлен, изумлен и, конечно, внутренне сразу понял, что эта икона удивительная. В Грузинском соборе службы тогда еще не было, он даже и расписан полностью не был, и икона находилась в Троицком соборе. Жившие тогда здесь послушники имели очень сильное стремление к благочестию и благоговение перед иконой, и мы каждый день дежурили и ночевали у этой иконы, неся таким образом своего рода вахту около этого образа, нередко даже и спорили, кто же следующим будет дежурить, – так и приходили туда с матрацем, одеялом и подушкой… Все понимали и чувствовали сердцем святость этого чудотворного образа, и порой там происходили чудесные вещи… В монастырской и молитвенной практике монастырей и монахов такие явления благодатной силы редкостью не являются, не обошли эти случаи стороной и меня, но рассказывать о них я не могу, поскольку это очень сокровенное…
Крестный ход на чествование иконы Божией Матери «Грузинская». 2018 год
В день празднования пророка Илии я уже получил подрясник, а в марте следующего года уже принял иноческий постриг. В декабре 1999 года был пострижен в мантию. Постригали нас троих: меня, отца Амвросия и отца Пантелеимона. Интересно то, что мы оказались последними пострижениками XX века в Раифском монастыре, ведь через три дня уже начинался XXI век. Но сегодня из всех нас остался в монастыре я один... В 2001 году меня рукоположили в диаконы, а в 2005 году – в священники. С тех пор и служу в Раифском монастыре в сане иеромонаха. И, слава Богу, уже двадцать второй год.
С отцом Всеволодом впервые встретился, как уже я ранее рассказывал, в день моего прихода в монастырь. Потом понемногу стали общаться все чаще, много беседовали, он уделял мне всегда очень много внимания. Часто после тесных взаимоотношений наступает некоторый провал, что ли, вот так приблизительно было и у нас. Иногда он меня даже наказывал и очень строго. Достаточно сказать, что за одинаковую провинность других он мог и обойти своими замечаниями, сделав им снисхождение, но меня наказывал всегда жестко. Так же не торопился и с вручением мне наград.
Многие из ныне здравствующих, но не служащих уже в Раифском монастыре, бывали удостоены золотого наперсного креста очень быстро, мне же он вручил его только, как положено, на восьмой год служения. «Зато, – говорил он, – у тебя все правильно, как положено, а им надо дать раньше...» Он так и говорил, но вот я и сегодня здесь, а их почему-то нет…
– А что Вы можете сказать, какие дать напутствия, новопостриженикам?
– Опытные старцы говорят, что надо прожить в монастыре не менее 30 лет для того, чтобы давать напутствия будущим монахам. Мне не хватает до этого срока еще 8 лет, поэтому напутствовать кого бы то ни было рановато, а поделиться кое-какими соображениями можно…
Три послушника обители приняли иноческий постриг с именами Петр, Иаков и Иоанн.
В честь трех апостолов, которые стали свидетелями Преображения Господня на горе Фавор.
2019 год
Прежде всего, надо крепко подумать, избрать ли монашеский путь в жизни? Потому что и монастырь, и монашество – не для всех. Оттого как легко можно ошибиться в выборе своего жизненного пути. Не каждый может понести такую изолированную от общества жизнь.
Современному монашеству не до серьезных подвигов даже, уж хоть как-нибудь пройти эту дистанцию до конца. Сейчас вот так уже стоит вопрос. Многие ведь и не проходят. Даже будучи пастырями, все бросают, уходят в мир, а некоторые даже и женятся, хотя впоследствии многие и возвращаются, это вещь тяжелая и серьезная. Поэтому, повторяю, крепко-крепко надо подумать и хорошенько испытать себя. Вот раньше было доброе и хорошее правило. В послушниках человек находился не менее семи лет, потом несколько лет, не принимая сана, простым монахом, диаконом служил тоже пять–семь лет, и только потом его рукополагали во священнослужители. Не напрасно испытывались намерения человека годами, ведь время и есть лучший экзаменатор. А то ведь легко ошибиться, не приведи Господь.
Надо понимать, что современные монахи – это люди, которых очень потрепала жизнь, и они, в основном, от скорбей уходят в монастырь. Мы уже не раз затрагивали эту тему. В монастырь всегда уходили либо по вере, либо от скорбей. Процентное соотношение изменялось лишь в зависимости от духа времени, духа эпохи. Сейчас девяносто процентов людей приходят в монастырь от скорбей, и лишь десять процентов – по вере. И хотя приходят в монастыри изломанными жизнью и скорбями, но, как говорят у русских «за одного битого двух небитых дают»...
Мира всем в душе и Божия благословения!
Подготовила Ольга Романова