Статьи


11.07.2003

Владимир Тоцкий

Владимир Тоцкий«Родился в Челябинске в 1952 году. Крестили меня маленьким. Воспитывался в полуправославной семье: отец — атеист, мать верующая, но в церковь ходили только бабушка и крестная.
Писать я начал как все, в первом классе. Правда, первое стихотворение написал в восьмом. После школы думал о поступлении в духовную семинарию, но помешала армия. Отслужив, приехал учиться в Москву.
Первая публикация — в 1984 году, потом сразу же в 1988. Далее альманах «Богема» — 1993 год и сборник «Пою Богу моему» —1999 год.
Остаюсь человеком прошлого, но сознательно верую в жизнь будущего века.
С 1991 года я — прихожанин одного из московских храмов, где работал сторожем и завхозом».

Встреча с Казанью «Взбранной Воеводе победительная...»

Много раз на поезде я проезжал мимо Казани — городского железнодорожного вокзала и множества тянувшихся вдоль железки приусадебных участков, таких крохотных, что они, скорее, напоминают кладбищенские. Владельцы этих участков хоронят в эту благодатную землю свои выходные и отпуска.

А земля действительно благодатная. И не только потому, что из нее вышла самая почитаемая на Руси Казанская икона Божией Матери. Местную почву не сравнишь со столичньм суглинком, и урожая с небольшого участка, видимо, хватает, чтобы накормить семью.

И вот, наконец, я в самой Казани. Целей посещения города было несколько. Около 20 лет я не видел своего друга, который жил когда-то в Москве. Потом были намечены еще несколько встреч в Министерстве культуры республики и в Госсовете.

Министерство находится в стенах Казанского кремля, и экскурсия по нему предварила намеченную встречу. Как здорово, думал я, если бы наши министерства — культуры, образования, тоже находились в подобных местах. Может тогда их руководство, глядя на такую красоту, скорей бы излечилось от безвкусицы и бесстыдства, которые мы видим с экранов телевизоров, со страниц глянцевых журналов.

После намеченной встречи морозным вечером мы гуляли по самой красивой улице города — пешеходной улице Баумана. Это местный Арбат, но меньше пострадавший от современного лоска и новостроя, и потому, сохранивший самобытность, колорит и теплоту старой Казани. Во многих городах я видел такие улицы. Но почему они до сих пор носят имена пламенных революционеров?

На другой день сильно потеплело, началась метель, на дорогах каша. Мы собирались ехать в Раифский Богородицкий мужской монастырь, расположенный в 25 км от города. Погода явно не благоприятствовала, и мы, чуть было, не поддались искушению остаться дома.

Всю дорогу мой друг Евгений рассказывал истории о знаменитостях, посетивших Раифскую пустынь, основанную в первой четверти XVII в. иеромонахом Филаретом и расположенную при Раифском озере и реке Сумке. В 1928 году монастырь закрыли. Возрождаться он начал с 1992 года. Сейчас там 60 насельников.

Как только мы свернули с трассы на дорогу, ведущую к обители, метель стихла, и нас тесной стеной окружил хвойный лес. Воздух прозрачен, снег вокруг озера нетронут и чист.

В монастыре уже шла всенощная. Под сводами Троицкого храма молилось легко, радостно и светло. Такого умиротворения я не испытывал даже в Оптиной пустыне. Раифа — это не просто точка на карте Татарстана — это состояние души. Сколько мы потеряли бы, если б не поехали, испугавшись плохой погоды.

Вернулись в город мы поздно. Заботливая Алсу припасла к ужину местные сладости. Веселое застолье, тосты, воспоминания — так продолжался вечер. Мой коллега Андрей предложил послушать компакт-диск, купленный в Троицком храме Раифы. Вокальный квартет «Притча» Раифского монастыря исполнял православные духовные песнопения. Застолье стихает на 71 минуту и 11 секунд — время звучания диска. И мы — православные и мусульмане — все это время сидим молча, словно в забытьи, и слушаем «Блажен муж» и «Свете тихий», «Достойно есть» и «Кто ны разлучит». Действительно, кто?