Статьи


28.11.2003

Ошибки церковного бытия

Прихожане должны стремиться прежде всего следить за течением богослужения и вслушиваться молитвенно в слова, которые звучат во время богослуженияСегодня мы поговорим о некоторых ошибках, которые сопровождают наше церковное бытие. Безусловно, многим воцерковленным людям все это известно. Но для кого-то из новоначальных или подходящих к ограде Церкви, думается, эта публикация будет небесполезной. Начнем с упоминания о словах Блаженного Августина, который в одном из своих творений верно сформулировал следующую мысль: «Что такое обычай без истины? — Застарелый предрассудок!».

когда начинается литургия

Мы знаем, что православный человек должен стремиться бывать в храме Божием каждый воскресный день, каждый праздничный день (при отсутствии каких-то непреодолимых препятствий). Но как часто бывает, что мы опаздываем на богослужение... Мы опаздываем не к священнику для встречи, а к самому Спасителю! Поэтому нормой является приход к началу богослужения: если мы говорим о Литургии, то хорошо, если бы это было никак не позднее начала чтения Часов.

Мы знаем, что Божественная литургия предваряется чтением 3-го и 6-го Часа, но часто вырабатывается сознание, что Часы — это какая-то не очень обязательная часть Литургии. А ведь это по сути неправильно. Ибо 3-й и 6-й часы соединяются с Литургией в единое богослужебное последование и, как таковые, священнодействия Литургии, а именно, проскомидия, за которой поминают о здравии и упокоении, начинаются уже в это время. Отсюда каждый из нас может сделать, по крайней мере, два вывода.

Первый, если мы имеем намерение помолиться о своих близких, помянуть их о здравии и упокоении, то, естественно, эту молитву нам необходимо будет творить и во время чтения Часов, когда священнослужители совершают поминовение на проскомидии в алтаре.

Человек, пришедший не позднее начала Часов, как правило, успеет к началу Божественной литургии сделать необходимые приготовления: приобрести свечи и поставить их к иконе, перед которой (или перед которыми) он хотел бы помолиться в этот день, написать записочку и подать ее именно к тому времени, когда собственно поминовение по уставу церковному должно совершаться, приложиться к честным иконам и встать на свое место в храме с тем, чтобы уже затем не отвлекаться от богослужения.

Итак, это первая, достаточно часто встречающаяся в нашей церковной жизни типическая ошибка, которую благоговейный молитвенник постарается избежать.

церковная молитва

Далее, само присутствие на Литургии, по опыту бесед с новоначальными, не всегда оказывается для людей понятным: как они должны молиться на Литургии? Подходит такой человек к священнику и говорит: «Вот, батюшка, как я хорошо сегодня о своем помолился, кого-то помянул, или помолился о своих нуждах...» В то время как наше присутствие на Литургии (вообще на общественном богослужении — но на Литургии сугубо, по преимуществу) подразумевает то, что мы стремимся соединить свою внутреннюю молитву с молитвой общецерковной. Молимся теми же словами (и главное — внутренне) о том, о чем сейчас молится вся Церковь во время Божественной литургии. Именно такое единство — духовенства, клироса (лика) и народа — и подразумевается под нашим участием в Литургии.

Надо стремиться к тому, чтобы как можно раньше внутренний смысл Божественной литургии (и других служб), структуру их представлять — что за чем будет следовать. Что такое, скажем, на Литургии первый антифон, второй антифон, третий антифон... Когда начинается Евхаристический канон, какое песнопение является главным во время Божественной литургии, когда совершается Чудо преложения Святых Даров: принесенные хлеб и вино становятся Истинным Телом и Истинной Кровью Христа Спасителя... Присутствие на богослужении, безусловно, должно быть сознательным. Именно такое участие завещали нам святые просветители славян Кирилл и Мефодий. Не так сложно каждому присутствующему (на Литургии, по крайней мере), используя книги, в которых текст Литургии публикуется с переводом, добиться того, чтобы все, совершаемое на Литургии, было понятно и по букве, и по духовному смыслу. Чтобы мы знали, что Малый вход символически означает выход Христа Спасителя на проповедь, а Великий вход — шествие на страдания. Знали, что во время Великого входа переносится еще не Тело и Кровь Спасителя, а лишь предложенные освященные уже молитвами, но не испытавшие пока чуда преложения, хлеб и вино. Кстати, поэтому не полагается по уставу церковному во время Великого входа на Литургии стоять коленопреклоненно или полагать земные поклоны, в отличие, скажем, от великопостной Литургии Преждеосвященных Даров: когда там бывает Великий вход, там мы, напротив, кланяемся земно, потому что там во время Великого входа переносятся уже освященные Дары — уже Тело и Кровь Христа Спасителя.

Каждый из нас должен знать, что главные, вершинные, слова Евхаристического канона произносятся священником в алтаре во время пения «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш...» И как раз во время этого песнопения в будничный день (не в воскресный и не в день двунадесятого праздника) и полагается самое глубокое поклонение и коленопреклонение.

Еще одна, достаточно типическая ошибка, которую мы, бывает, допускаем — это недостаточное внимание к тем частям Священного Писания, которые на богослужении будут читаться: Евангельскому зачалу и зачалу Апостольскому. Давайте вспомним последнюю Божественную литургию, на которой вы присутствовали, и ответьте себе на вопрос, о чем читалось Евангелие на этом богослужении?.. Еще хуже с восприятием Апостола. Почти уверен, что 95 из 100 слушающих не смогут рассказать, о чем читался сегодняшний или воскресный Апостол! И дело не столько в нашем невнимании, а в том, что объективно Апостол по-славянски уразумевается со слуха непросто. А если так, то мы должны предварительно подготовиться к тому, чтобы апостольское чтение мимо нас не прошло. Просто откройте заранее церковный календарь, где будет указано это зачало, откройте Священное Писание Нового Завета, прочитайте Апостольское чтение, и вы потом, на богослужении, услышите его по-другому. И иное восприятие Слова Божия, которое откроется и станет доступно для нас. Думается, стоит над этим задуматься и приложить к участию в богослужении сознательность!

протоиерей
Максим КОЗЛОВ,
настоятель храма во имя св.мчц. Татианы при МГУ,
преподаватель Московской Духовной академии.