Статьи


02.04.2004

Пересечение во времени

  …Когда-то в давние времена неподалеку от священной горы Синай (Египет) возникло монашеское поселение под названием Раифа. Сегодня трудно однозначно утверждать, что оно дословно означало. По одной из трактовок, слово «Раифа» означает «Богом хранимая». Именно здесь в IV веке развернулись трагические события, связанные с мученической гибелью монахов-старцев от рук варваров. Эти старцы умерли, прославляя Бога, и были причислены к лику святых.  

...В начале XVII века в край казанский на берега прекрасного озера в поисках уединенной монашеской жизни пришел благочестивый монах Филарет. Среди глухого леса, вдали от людской суеты, в этих благословенных местах построил он первую  деревянную хижину. Со временем около него обосновалось небольшое братство. Вскоре, почувствовав нужду в общей молитве, они создали скит, а позднее — устроили обитель, названную Раифской.

Итак, Раифский монастырь, одноименный  современной обители, существовал на Синае. Это известно всем, кто хоть немного интересовался историей нашего монастыря. Но сохранен ли синайский монастырь до нынешних дней?..

Поездка в Египет для диакона Кирилла и послушника Раифского монастыря Анатолия стала более чем знаменательной:  сами того не ведая, они связали две нити истории, соединив их во времени. Вот что рассказал нам диакон КИРИЛЛ НАЗАРОВ.

Путешествие

— Путешествие по Синайскому полуострову привело нас в монастырь Святой Екатерины... Удивительный монастырь, с удивительной историей — место традиционного паломничества русских людей.

Расположенный на высоте 1570 м в долине между горами Моисея, Катарины и Сафсафа, монастырь был построен в VI веке. На территории монастыря растет Неопалимая купина — куст, в пламени которого, согласно Ветхому завету, Бог впервые явился пророку Моисею. В 324 году мать императора Константина Елена приказала построить на месте Неопалимой купины капеллу. Для защиты от непрекращающихся набегов кочевых племен монастырь в 537 году был превращен в крепость. После исламизации Египта в Х веке на территории монастыря была возведена мечеть — этот мудрый шаг позволил избежать разрушения монастыря.

Мы обратили внимание на то, что к православным паломникам у монахов отношение особое. Обычно туристам показывают лишь переднюю часть церкви и Неопалимую купину, а нам показали часовню Неопалимой купины IV века — самую старую постройку монастыря, а также и монастырскую библиотеку. Надо сказать,что святой алтарь часовни расположен не как обычно — над святыми мощами мучеников, а над корнями Неопалимой купины.

Куст буйно растет в нескольких метрах от часовни. Он был пересажен для того, чтобы можно было построить святой алтарь над его корнями. Это единственный куст такого рода на всем Синайском полуострове, причем ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела.

Воспользовавшись таким отношением, в беседе с монахом отцом Георгием (он находится здесь уже четыре года по благословению Патриарха), мы решили поинтересоваться, сохранен ли на Синае Раифский монастырь. Выяснилось, что действительно, есть еще на месте разрушенного Раифского монастыря небольшая часовня, в которой живет один монах-затворник. Там он нашел спокойствие, тишину, уединение и святость... Узнав, что в российской глубинке есть монастырь с одноименным названием, отец Георгий очень удивился и в то же время заинтересовался этим совпадением. Зная нрав монаха, живущего в одиночестве вот уже несколько лет, он решил сам поехать к нему.

Через несколько дней мы встретились вновь. Отец Георгий рассказал нам, что инок был в большом изумлении, когда узнал о настоящем Раифском монастыре, находящимся в России. Он посмотрел привезенные нами представительские буклеты о монастыре и пожелал доброго здоровья наместнику и братии нашей обители.

Отец Георгий поведал нам, что до сих пор на месте разрушенной на Синае обители находятся знаменитые семь пальм (к сожалению, нам не удалось узнать о них более подробно). Сохранены и святыни Раифского монастыря — икона «Синайский Спас» и Евангелие, написанное в I веке от Рождества Христова на греческом языке. Святыни эти перенесены именно в монастырь Св. Екатерины... Мы стояли перед ликом Христа, написанном еще в VII веке. Почитаемая икона сохранила живую святость и преемственность глубокой веры...

Православный монашеский центр — монастырь Св. Екатерины

В стремлении быть ближе к Богу

Веками монастырь Святой Екатерины был местом традиционного паломничества русских людей. Здесь много русских икон, старинных книг, колоколов, предметов церковной утвари. В последние годы забытая было традиция паломничества стала возрождаться.

В древнем монастыре

В лабиринте монастырских построек возвышается трехнефная базилика. Мозаичное панно над главным алтарем изображает Иисуса, рядом с которым стоят Моисей и пророк Илья, у ног его возлежит апостол Петр, а чуть поодаль — Иоанн и Иаков. В двух золотых ларцах рядом с мраморной дарохранительницей хранятся голова и рука мученицы Екатерины. Позади хора расположена небольшая часовня Неопалимой купины. Предполагается, что корни библейского куста находятся под алтарем, опирающимся на мраморные колонны. В коллекции монастыря больше двух тысяч икон. Славится и монастырская библиотека. По своему собранию религиозной литературы и манускриптов она считается второй после Ватикана.

Синайское монашеское братство

Монахи Синая живут вместе в братстве и душевном согласии. Большую часть времени они проводят  в молитве и труде. Молитвы совершаются совместно; религиозные службы продолжительны. День монаха начинается в 4 часа утра молитвой и божественной литургией, продолжающейся до 7.30. С 15 до 17 часов — вечерняя молитва. Пища монахов простая, в основном вегетарианская. Раз в день, после вечерней молитвы, они совершают трапезу...

Архиепископ  Синайский с момента основания братства пользуется статусом, уникальным для Православной Церкви. Он независим от всех церковных институтов и, имея высший церковный чин, является также настоятелем монастыря.

Теперь на Синае знают о  «продолжении» Раифы, о ее жизни в современном мире: зайдя на сайт нашей обители, они узнали много нового и интересного о новейшей истории и возрождении православного монастыря в далекой для них России.