Статьи


28.05.2004

Единение Русских Церквей

Надкладезная часовня в честь 1000-летия Крещения Руси в Свято-Даниловом монастыре.18 мая 2004 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и вся Руси АЛЕКСИЯ II в Синодальной резиденции Свято-Данилова монастыря состоялись собеседования делегации Московского Патриархата и делегации Русской Зарубежной Церкви, возглавляемой ее Первоиерархом Высокопреосвященнейшим митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским ЛАВРОМ.

По итогам собеседований состоялась пресс-конференция, в ходе которой на вопросы журналистов ответили участвовавшие в собеседованиях МИТРОПОЛИТ СМОЛЕНСКИЙ И КАЛИНИНГРАДСКИЙ КИРИЛЛ, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и АРХИЕПИСКОП БЕРЛИНСКИЙ И ГЕРМАНСКИЙ МАРК, председатель комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом.

 

 

Основные препятствия сближения обеих частей Русской Церкви остались позади

«В 1922 году, когда был образован Синод Русской Зарубежной Церкви, возглавлявший ее в то время митрополит Антоний (Храповицкий) сказал, что этот Синод имеет временный характер — до тех пор, пока Церковь в России не получит свободу», — заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в интервью агентству «Интерфакс» накануне визита делегации Русской Зарубежной Церкви в Москву.
«Я убежден, что на сегодня основные препятствия, которые затрудняют наше общение, уже преодолены», — добавил Святейший Патриарх.
В то же время Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что смотрит в будущее с оптимизмом. «Я считаю, что сегодня мы являемся свидетелями значительного продвижения вперед в нашем сближении с Русской Зарубежной Церковью», — сказал Святейший Патриарх.
Что касается восстановления молитвенного общения, то этот вопрос, по словам Его Святейшества, будет решаться на Архиерейском Соборе Московского Патриархата, который пройдет 3-8 октября.
«Когда произойдет объединение — ведомо сегодня только Господу Богу, но мы должны приложить все силы для осуществления этого великого святого дела, — сказал Святейший Патриарх Алексий. — Нужно иметь добрую волю. — Если она будет с обеих сторон, то, я думаю, не так уж много понадобится времени и для восстановления молитвенного общения».
Предстоятель напомнил, что сразу после визита Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра состоится встреча двух комиссий, созданных Синодами обеих юрисдикций. «Задача их работы — выяснить, какие еще препятствия мешают возобновить молитвенное, евхаристическое общение», — пояснил Святейший Патриарх.

 

Митрополит Кирилл отметил, что Московский Патриархат удовлетворен первым официальным визитом митрополита Лавра и сопровождающих его лиц в Москву и состоявшимися переговорами.

Коснувшись итогов состоявшегося диалога, Владыка Кирилл отметил: «Комиссии Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви получили конкретные указания, как им действовать, какие вопросы нужно рассматривать. Таким образом, официальные переговоры, состоявшиеся вчера и сегодня в Москве, открыли дверь переговорному процессу, который, Богу содействующу, надеемся, приведет нас к чаемому воссоединению».

В свою очередь, архиепископ Марк поделился размышлениями относительно перспектив сближения Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом: «У меня создалось впечатление, что разрушились стоявшие между двумя частями Русской Православной Церкви внешние преграды, которые возникли вследствие событий, ознаменовавших падение царской России.

Знаменательным событием для нас стала возможность молиться за богослужением на Бутовском полигоне, где погибло несметное число русских православных людей, а также участвовать в освящении закладного камня будущего храма во имя святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове. Пожалуй, это событие наиболее ярко показывает, что молитвы Новомучеников — наша общая основа, на которой мы можем дальше развивать совместное свидетельство перед Богом и миром. ...Конечным итогом данного процесса должно стать единение Церкви. Мы, Зарубежная Церковь, всегда воспринимали себя как неотъемлемую часть Русской Православной Церкви...»

Журналисты затронули вопрос о предполагаемых изменениях в административном устройстве Русской Православной Церкви после воссоединения. Митрополит Кирилл подчеркнул: «Я думаю, в конечном итоге все должны понять, что мы хотим исцелить страшную рану, которая была нанесена революцией и Гражданской войной не только Церкви, но и всему народу России, ее государству и обществу. Но раны, нанесенные Церкви, гораздо глубже, ибо проходят по сердцам людей, затрагивают самое дорогое — их православную идентичность.

В то же время следует отметить, что уже сегодня в недрах Русской Церкви существуют различные уровни самоуправления. Примерами тому являются Украинская Православная Церковь, Православные Церкви в Молдове, в Эстонии и в Латвии. Такая огромная Церковь, как Московский Патриархат, по всей вероятности, иначе и не может быть устроена, ибо в разных странах существуют различные условия.

В ходе переговоров мы, разумеется, не обсуждали в деталях, каким будет статус Зарубежной Церкви внутри Русской Православной Церкви, и, тем не менее, мы обменялись мнениями по этому вопросу. Данная тема станет предметом обсуждения на заседаниях рабочих комиссий».

«Может ли уже сейчас прихожанин Русской Православной Церкви пойти в храм Русской Зарубежной Церкви, участвовать в богослужении, принимать Таинства? Существуют ли еще к этому препятствия?», — спросил митрополита Кирилла один из представителей средств массовой информации.

«Канонические препятствия для евхаристического общения есть, потому что Церкви еще не воссоединились, ответил Высокопреосвященнейший Владыка Кирилл. — Там, где существует раскол, где Церковь разделена, следствием всегда бывает невозможность участия в Таинствах. Другое дело, что часто люди спонтанно, движимые энтузиазмом, преодолевают эти барьеры. И я не думаю, что среди нас найдется иерарх или священник, который осудил бы этих людей за их нетерпение».

...Рассказывая о состоявшихся переговорах, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл подчеркнул, что в ходе визита в Россию митрополита Лавра не ставилась задача немедленно преодолеть все разделения и проблемы в отношениях с Русской Зарубежной Церковью. «Это было бы нереалистично и свидетельствовало бы о несерьезности подхода, — сказал Владыка Кирилл. — Наша задача — дать импульс двусторонним переговорам, дать им мандат и определить тематику заседаний комиссий, согласовать подходы к рассмотрению тех вопросов, которые мы считаем важными. Данные задачи были выполнены».

«Служба коммуникации ОВЦС МП»