Статьи


11.09.2004

«Поскорби, вздохни, прослезись с ними»

В Российском государстве ведущая роль в исправлении заключенных всегда отводилась духовным лицам. Святейший Синод требовал от священников «беседовать с христианской любовью, простотой и снисхождением и тщательно остерегаться, чтобы не говорить уничижительно и оскорбительно», подчеркивая, что «низко преступление, а человек достоин сострадания».

Иеромонах Мефодий и благочинный Зеленодольского района протоиерей Владимир у ограды Свияжской колонии. Фото иеродиакона Иоанна
 «Отец Всеволод! Сердечно благодарим за духовную поддержку и оказанное внимание, которое мы видели от Вас, моральное и материальное! В котором принимал непосредственное участие отец Мефодий.
Желаем Вам, отец Всеволод, и всему Раифскому монастырю радости духовной, здоровья и благополучия, мира и добра, и духовной крепости, обильной помощи Божьей и благословенных успехов в тех трудах, которые вы несете во благо человечества! Да хранит вас Бог, Пресвятая Богородица Дева Мария и все святые!
Арестанты Чистопольской тюрьмы

 

 Из истории тюремного служения

Известно, что святой князь Владимир (1015 г.) настолько проникся истинами Православной веры, что был готов полностью отменить смертную казнь для преступников. Христианская вера смягчала жестокость нравов бывших язычников, призывала к борьбе со злом, в первую очередь, на поле собственного сердца, а следовательно, ослабляла требовательность в отношении проступков другого человека.

Вот одно из наставлений преподобного Иосифа Волоцкого (1515 г.): «Алчущего накорми, жаждущего напои, как повелел Господь, нагого одень, странного введи в дом, больного посети, дойди до темницы и узнай беду тамошних, чего требуют подай, поскорби, вздохни, прослезись с ними; вспомни, что многие из них страждут за один какой-нибудь грех, а мы постоянно грешим и, однако, живем счастливо».

Многие монастыри играли роль государственных тюрем для наиболее важных политических преступников. Особенно широкой известностью поль-зовалась тюрьма Соловецкого монастыря. Туда ссылали преступников начиная с царствования Иоанна Грозного. Вплоть до XIX века тюремное миссионерство, хотя и имело статус благочестивой традиции, держалось за счет личной инициативы духовно преуспевающих пастырей и мирян. В начале XIX века данная инициатива получает общественную упорядоченность и организованность. После революции 1917 года ситуация резко изменилась. Тюремные храмы, имевшиеся во всех местах заключения, были превращены в огромные камеры, больницы, помещения для пыток и массовых расстрелов. Те, кто на протяжении многих лет являлись окормителями заблудших душ, посещая тюремные храмы и благовествуя там, сами были заключены в тюрьмы. Но могло ли это означать, что проповедь Евангелия совершенно прекратилась в тюрьмах? Нет. Изменились лишь только внешние условия, и, брошенные в советские тюрьмы архипастыри, пастыри и миряне Русской Православной Церкви не оставляли своего долга и там. Они примером своей жизни укрепляли дух немощных, самоотверженно служили ближним, которые могли быть самыми последними негодяями, уголовниками.

И только Богу известно о том, сколько они обратили ко Христу заключенных и тех, кто их допрашивал и охранял...

Такие письма со словами благодарности заключенных колоний и тюрем приходят в адрес Раифского монастыря довольно часто — насельники монастыря, священнослужители подворий ведут миссионерское служение, окормляя заключенных. Всю суть тюремного миссионерства сводят они «к рождению искреннего покаяния в душе заключенного». С этих слов началась наша беседа с иеромонахом МЕФОДИЕМ и послушником ВЯЧЕСЛАВОМ Курочкиным, несущими свои послушания на Казанском подворье Раифского монастыря.

— В 1995 году владыке Анастасию пришло письмо от заключенных колонии строгого режима, расположенной на станции Свияжск. Письмо владыки, тогда еще епископа, было передано иеромонаху Филарету, который и начал в колонии служить молебны и выполнять требы заключенных. Надо отметить, что для иконостаса им были написаны все иконы. За время служения в колонии он крестил 36 человек.

После богослужения   В колонии УЭ-148/5. Осень 2003 года. Фото иеродиакона Иоанна

 

 

 

 

 

По благословению наместника монастыря архимандрита Всеволода и другие священнослужители обители стали посещать заключенных, в том числе и мы. Сначала ездили только в «пятерку» — колонию УЭ-148/5, расположенную на станции Свияжск. Благодаря усилиям наместника монастыря, благочинного Зеленодольского района протоиерея Владимира, насельника иеромонаха Филарета, заключенных и администрации колонии, здесь основана и действует часовня во имя Рождества Богородицы. Теперь у заключенных есть возможность бывать на церковном богослужении. Есть и проект основного храма, который составлен уже давно, а вот воплотить намеченное пока не удается — есть проблемы, хотя под храм уже выделено место. На пожертвования монастыря закупаются для заключенных продукты питания, медикаменты, приобретается духовная литература...

Послушание по духовному окормлению тюрьмы довольно ответственное. Но когда ты посещаешь заключенных, то Господь посещает и тебя, давая за это особую Благодать. Заключенные с радостью приходят на беседы со священниками, искренне, со слезами, умиленно исповедуются в своих согрешениях. Некоторые в первый раз встретились с Богом именно в тюрьме. Но там, где особый порядок, особый режим, можно найти возможность осознать, одуматься. Вспомнить свои согрешения и побеседовать с Господом — этому помогает участие священника.

Сотрудники администрации тех колоний, которые посещают священнослужители, казалось бы, понимают, какое значение имеет тюремное миссионерство Церкви. Они сами говорят, что через Таинство покаяния заметно меняется образ жизни заключенных, появляется желание исправиться. С теми, кто начал ходить в храм, стало легче работать, меньше конфликтов, ребята сдерживают себя и контролируют обстановку. И в то же время администрация, например, УЭ-148/19 (Казань) забрала часовню под административное здание, выделив для верующих ... актовый зал. Никакие уговоры отца Николая, служителя часовни, изменить это решение не принесли положительных результатов. Бывают священнослужители и в колонии УЭ-148/18, расположенной в Казани. Здесь в жилой зоне выделена комната под совершение богослужений. Совсем недавно стали посещать чистопольскую тюрьму закрытого режима, где отбывают наказание 16 человек, осужденных пожизненно. Кроме духовной литературы и книг Священного Писания они попросили привезти им лук и чеснок...

Тюремное служение Церкви — поистине служение состраждущего и искреннего сердца навстречу тем, кто оступился в жизни. От тюрьмы и сумы не зарекаются. От этого молятся. Чтобы тюремный пол не топтали их потомки.