Статьи


18.06.2005

Святым, в земли Казанской просиявшим

На одном из последних епархиальных собраний встал вопрос написания иконы в честь всех святых, прославивших Казанский край. Такого образа нет до сих пор, поэтому по благословению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия было принято решение сделать попытку написания иконы.

Святые мученики появились на земле Казанской очень давно — первые упоминания о них датируются XIII-XIV веками. Поэтому без консультации специалистов-историков написать икону, охватывающую, по сути, весь период существования Казанской епархии, было бы невозможно. Огромную помощь в написании иконы оказывают руководитель отдела по канонизации святых Казанской епархии, кандидат исторических наук Евгений Липаков, а также секретариат епархии.

Центральный фрагмент эскиза. Фото Дмитрия Катаргина

...Четыре монастыря Казанского края, где в различные периоды истории жили и просили у Господа заступничества за всех православных христиан святые земли Казанской, будут изображены на иконе. Это Зилантов монастырь в Казани, Успенский монастырь на острове Свияжск, Раифский монастырь, Седмиозерский монастырь. В центре — Богоявленский собор, что в Казанском кремле. Сорок шесть святых, канонизированных Русской Православной Церковью, совершают литургию перед Казанской иконой Божией Матери. Изображена и местность — так, монастыри Свияжска стоят на острове, есть изображение воды у Богоявленского собора и Зилантова монастыря (река Казанка), у Раифского монастыря (Раифское озеро). По краям, на символических холмах, стоят кресты в память о почивших мучениках и православных христианах. Вверху — образ Покрова Богородицы.

— Уже собран исторический материал, готовы эскиз, доска для иконы, — говорит протоиерей Святослав, настоятель храма Петра и Павла в Гарях, который пишет икону. — По благословению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия икона пишется по заказу и на средства Раифского монастыря. На доску нанесен левкас — это особый состав, основа. На нее затем накладываются сусальное золото и темпера — специальная краска на основе минерального сырья. Масляные краски, в состав которых входят олифа и лаки, держатся около ста лет — затем они темнеют. А темперой иконы пишут уже столетия... Вся технология выдерживается в каноническом стиле.

По словам отца Святослава, прообразом для написания иконы послужила икона Собора Всех Святых, в земли Российской просиявших, написанная в Троице-Сергиевой лавре. Образы святых Казанской земли пишутся по уже известным ликам — так, в качестве источников использованы известные иконы новомучеников Раифских, собор Казанских мучеников, иконы святителей Ермогена, Варсонофия, Гурия и других.

— Отец Святослав, откуда иконописец берет образ святого, его лик?

— Понимаете, можно или согласиться с источниками, или нет. Это во многом зависит от иконописца. Лики новомучеников обычно основаны на фотографиях, а затем иконописец в зависимости от выбранного стиля письма пишет свой вариант образа, но близкий к облику святого. Порой образ почти повторяет фотографию... Используются и письменные источники — жития святых, например, или иконописец отталкивается от сана. Так, иеродиакон Феодосий изображен здесь с кадилом — принадлежностью сана диакона. В общем, можно сказать, что иконопись — это живопись, только имеющая свои строго установленные канонические правила.

— Троице-Сергиевская икона в честь всех российских святых благословляется Святой Троицей, тот же образ — вверху иконы Казанских мучеников. Вверху иконы всех Казанских святых, которую вы сейчас пишете, — образ Покрова Богородицы. Почему?

— Образ Пресвятой Богородицы имеет особое значение для Казанской епархии. В праздник, установленный в честь этой иконы, Иван Грозный взял Казань... Почему одна из икон всех российских святых благословляется образом Троицы? Наверное, потому, что образ этот написан монахиней Троице-Сергиевой лавры Иулианией (Соколовой) в 20-30 гг. XX века. Встречается на соборных иконах образ благословляющей десницы... Можно сказать, что иконописец использует «свой» образ, который ему дороже всего. Для Казанского края это образ Богородицы, поэтому было принято решение использовать именно образ Покрова.

— Когда Вы планируете завершить работу?

— С Божьей помощью мы рассчитываем закончить все к середине июля.

Можно сказать, что появление в епархии такой иконы стало бы одной из вех ее истории. Станет ли новая икона известной на весь Казанский край, сказать пока трудно. Все будет зависеть от конечного результата, от того, как она будет написана. Попытки написания подобного образа были, однако они не получили широкой известности. Но в любом случае работа, которая проделана при их написании, не пропала — она вдохновляет иконописцев на дальнейший труд.

Дмитрий КАТАРГИН