Статьи


25.06.2005

Юбилей старообрядческой Церкви

После реформы патриарха Никона в православном богослужении верующие, хотевшие остаться с теми церковными обрядами, книгами и правилами, которые были усвоены при Крещении Руси равноапостольным великим князем Владимиром в 988 году, стали подвергаться жестоким преследованиям со стороны правительства и новообрядческой церкви. Старообрядцы изгонялись из родных мест, ссылались в Сибирь, лишались работы. Особенно жестокие гонения были при царях Николае I и Александре II. Некоторые послабления были сделаны императрицей Екатериной II, в годы правления которой, старообрядцам выделялись для заселения пустующие земли. Так, в частности, возникли около Казани села Верхний Услон и Нижний Услон.

Богослужение в старообрядческом храмеНесмотря на все преследования, старообрядцы стойко придерживались своих убеждений. Они выделялись своей честностью, трудолюбием и поэтому успешно вели свои дела и в сельском хозяйстве, и в промышленности, и в торговле. Достаточно сказать, что 90% богатых московских купцов были старообрядцами. Они широко занимались благотворительностью, строили больницы, богадельни и школы. К ним перешли некоторые священнослужители, включая митрополита Амвросия, возглавившего в 1846 году старообрядческую церковь и рукоположившего поместных епископов. С тех пор в старообрядчество стало приходить все больше людей. Это вызвало недовольство и открытую борьбу со старообрядческой церковью со стороны властей и Синода. Решениями Большого Московского Собора 1666-1667 годов создавались специальные органы по борьбе с ней. Эти меры впоследствии, в наше время, применили безбожники-большевики ко всем религиям и исповеданиям в России, в том числе и к самой бывшей господствующей церкви, так нетерпимо относившейся к старообрядцам.

Еще в 1856 году указом императора Александра II были заперты и запечатаны алтари основных старообрядческих храмов и было запрещено служить литургию. Дошло до того, что во время русско-японской войны к раненым солдатам и офицерам-старообрядцам не допускали их священников, оставляя раненых без исповеди и причастия, без отпевания. Но в рядах русской армии в Манчжурии было много старообрядцев, целые казачьи войска, и эти старообрядцы честно исполняли свой долг, умирали на полях сражений, ранеными попадали в госпитали и оказывались в худшем положении, чем католики, лютеране и мусульмане, к которым допускали их священнослужителей. Несмотря на многочисленные просьбы, положение не изменялось.

А.И.Гучков, будущий председатель Третьей Государственной думы, а тогда заведующий госпиталями в Харбине вместе с группой старших офицеров обратились за помощью к великой княгине Елизавете Федоровне, теперь прославленной святой. Она явилась к Николаю II. Оказывается, Император понятия не имел ни о запрете на допуск священников, ни о запечатанных алтарях, все ходатайства отметались придворными. Он поручил министру внутренних дел П.Д. Святополк-Мирскому подготовить специальный доклад о положении старообрядцев. Доклад потряс Государя и он повелел открыть алтари старообрядческих храмов, что и было выполнено в Страстную Субботу 1905 года. В Москву для этого были посланы генерал-адъютант князь Д.Б. Голицин и граф Шереметев.

В Великую субботу 16 апреля 1905 года в главном старообрядческом храме Москвы были срезаны огромные печати, наложенные на шнуры, проходившие через царские врата. К началу Пасхальной заутрени посланники императора прибыли вновь в Покровский собор и отстояли всю службу. Молящихся было так много, что громадный Покровский собор едва вместил половину пришедших. Все стояли со слезами на глазах. Каждый верующий вспоминал слова Евангелия: «Ангел бо Господень сшед с небесе, приступль отвали камень от двери гроба, и седяши на нем».

Добрым ангелом, отвалившим камень от старообрядческих алтарей оказался последний Император. В память этого, и заступничества великой княгини Елизаветы Федоровны, было решено впредь ежегодно совершать крестный ход в Неделю святых Жен-Мироносиц. Николай II хотел превратить страну в народную монархию, в которой царь был бы связан с народом напрямую, а это было невозможно, пока между монархом и значительной частью его подданных сохранялось разделение в вере. Государь хотел восстановить внутреннюю связь со старомосковским православием, нарушенную двухсотлетним петербургским периодом. В своем дневнике он ежегодно упоминал о встречах с древнеправославными христианами, о христосовании с ними, при этом присутствовали Великие Княжны и Наследник.

После распечатания алтарей и издания на следующий день указа «О веротерпимости», началось издание старообрядческих газет и журналов. В неофициальной обстановке встретились для переговоров епископ Антоний Храповицкий (в прошлом ректор Казанской духовной академии) и старообрядческий епископ Иннокентий Усов — оба горячие сторонники русских православных традиций. Делались и некоторые другие шаги к восстановлению единства Русской Православной Церкви. Об этом, говорилось и на Предсоборном совещании. Однако Собор 1918 года был разогнан большевиками после избрания Патриарха Тихона. Многие важные для Церкви вопросы так и не были рассмотрены.

В 1928 году Кочующий Собор Катакомбной церкви низверг клятвы Большого Московского собора 1666-1667 годов, через год то же самое сделал Синод Русской Православной Церкви под председательством Местоблюстителя митрополита Сергия. В 1971 году Поместный собор Русской Православной Церкви подтвердил решение Синода и записал, что старообрядческие книги и обряды «равноспасительны и благодатны». Казалось бы, что пережитые страдания должны способствовать воссоединению Церквей, и было много примирительных заявлений с обеих сторон. В 1999 году была создана специальная комиссия в Отделе внешних церковных сношений, однако это не предотвратило возникновения новых конфликтов, на этот раз в имущественной сфере. Но ведь духовные утраты неизмеримы с материальными ценностями.

Нужно твердо уяснить, что вся история русского Православия последних трех столетий свидетельствует о том, что борьба со старообрядчеством оказалась борьбой со всей  Русской Церковью.

Игумен Филарет (Златоустов)


«...В настоящее время русскую Старообрядческую Церковь возглавляет Андриан Митрополит Московский и Всея Руси — в миру Александр Геннадиевич Четвергов. Он наш земляк, происходит из древнего старообрядческого рода, его предки поселились во времена Екатерины II недалеко от Казани в Нижнем Услоне. Затем возникла казанская ветвь купцов Четверговых. На одной из Четверговых был женат нижегородский голова Д.В.Сироткин — организатор Всероссийских старообрядческих съездов в начале ХХ века. Саша родился в 1951году, окончил казанскую 133 школу, а затем поступил в Казанский авиационный институт на факультет №3. Он не был комсомольцем и поэтому мне, тогда декану факультета, пришлось несколько раз убеждать компетентные органы в том, что он честный советский человек, трудолюбивый и ответственно относящийся к своим обязанностям. Его любили в группе за готовность помочь другим, прямоту и открытость. После отличной защиты дипломного проекта он работал в ЦКБ казанского оптико-механического завода. В 1986 году оставил светскую работу и стал трудиться в старообрядческом храме, настоятелем которого был его брат Геннадий. У него «золотые руки» и он выполнял в храме практически любые работы по ремонту, был регентом и реставратором икон. Овдовев, он начал пастырское служение и в 2004 году был избран Первосвятителем Старообрядческой Церкви».

из воспоминаний игумена Филарета (Златоустова)


Казанско-Вятская епархия РПСЦ обрела епископа

Казанская кафедра Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ), вакантная почти полтора года, обрела архиерея. 8 мая глава РПСЦ митрополит Андриан (Четвергов) в сослужении епископов Новосибирского и всея Сибири Силуяна, Дальневосточного Германа, Кишинёвского и всея Молдавии Евмения рукоположил священноинока Корнилия в епископа Казанского и Вятского.

Таким образом, на сегодняшний день в Русской Православной Старообрядческой Церкви насчитывается 9 архиереев. Ранее Казанско-Вятскую епархию возглавлял митрополит Андриан до своего избрания главой РПСЦ в начале 2004 года.

Благовест-Инфо


По мнению главы РПСЦ...

«...Пока вопрос об объединении староверов и новообрядцев ставить преждевременно. Священноначалие РПЦ и РПСЦ соглашается, что на сегодняшний момент актуально лишь развитие диалога и нормальных добрососедских отношений.

Учреждение единоверческих приходов проблему объединения не решает. Дореволюционное единоверие создавалось, по словам митрополита, как своеобразная «православная уния» для перевода старообрядцев в лоно господствующей Церкви. Предполагалось, что староверы постепенно привыкнут к новым порядкам, забудут отеческую веру и предания — так оно и получилось. Все дореволюционные единоверческие приходы предали забвению старые книги и обряды, завели новое пение и чтение.

Как отмечает митрополит Андриан, появление в местах компактного проживания старообрядцев подобных приходов только затруднит установление добрых отношений между РПЦ и РПСЦ. «Другое дело, если создание единоверческих приходов будет основано на внутреннем интересе членов РПЦ к древнеправославному церковному строю и богослужению, — уточняет первоиерарх. — Если там будут восстанавливаться не только внешние признаки старообрядчества (каноническая иконопись, знаменное пение, уставное богослужение), но и древние правила Вселенских соборов, духовные традиции святых отцов, выборность священства, церковная соборность...»

Благовест-Инфо


Выставка, посвященная истории старообрядчества

Выставка под названием «Тайна старой веры», посвященная истории русского старообрядчества, открылась 12 мая в Государственном историческом музее (ГИМ). Выставочная экспозиция открывается факсимильной копией Высочайшего указа 1905 г., который впервые за два с половиной века, прошедших со времени церковных реформ патриарха Никона, даровал поборникам древнего благочестия равные с другим населением Российской империи гражданские и религиозные права. В двух небольших залах представлены около 150 экспонатов: это документы, рукописи, старообрядческие иконы, мемориальные вещи, портреты, облачения. В экспозиции представлена деятельность возникших в Москве в XVIII в. трех старообрядческих центров: Рогожского кладбища (поповское согласие), Преображенского кладбища (беспоповское федосеевское согласие) и Покровской часовни (беспоповское поморское согласие). Здесь можно узнать не только об истории этих центров, но также о купеческих династиях, поддерживавших их, — это известные московские старообрядческие семьи Бутиковых, Морозовых, Рахмановых, Рябушинских, Свешниковых, Солдатенковых и других.

Благовест-Инфо