Статьи


28.08.2005

Святые Казанской епархии из булгар и татар

Общепринятое мнение, которое сложилось в современном российском обществе: русский народ — православный, а татарский народ — мусульманский. Несмотря на то, что разделение наших народов по выбору веры произошло довольно давно, подобное разграничение не свойственно всем без исключения. Случается, что русские исповедуют ислам и татары становятся православными. Использовать переход того или иного человека в нетрадиционную для его предков религию в пропагандистских целях?.. Действительность сложнее и глубже подсчета рейтинга религий.

Я сама, как православная татарка, всегда склонялась перед непостижимой тайной выбора моего сердца. Но больше, чем себе, я удивляюсь тем, кто оставляет лоно Церкви и избирает ислам. Тайна эта столь же велика, как смерть. В чем Замысел Божий о потомках Агари? Мне не понять. Но всякая тайна, как часть Божественного мироздания, требует к себе смиренного уважения. Поэтому я признаюсь, что говорить могу только о переходе из ислама в православие, но не наоборот. И отрадно, что есть святые покровители и заступники из числа татар в лоне Православной церкви. Свет христианского учения не чужд и татарскому сердцу. Не много, но во все времена были такие булгары и татары, кто не отвергал милость Всевышнего в Его Великой жертве ради любви к человеку и не твердил во след за своими отцами, что у Бога не может быть Сына, а сами из рабов Божиих становились Его сыновьями.

Радостно сердцу, что церковь татарская хоть и мала, но все-таки есть. Хорошо, что в Казани есть уникальные места, где можно помолиться Богу на родном языке. В кряшенской Тихвинской церкви, которая окружена мечетями в исторически татарском районе Казани, службы проводятся полностью на кряшенском языке, который почти идентичен татарскому, и есть в наличии свежие издания на кряшенском работ Ильминского, включая его переводы Нового Завета, Псалмов и Православного молитвослова.

Архиепископ Анастасий однажды заметил: «Не имеет значения, чуваш, татарин или русский. Как св. Павел писал, нет ни грека и иудея». По словам архиепископа, «может быть, в Москве есть такие махровые ребята, которые видят свое спасение «в России», для которых Церковь — это разновидность национализма, но у нас здесь нет казаков и националистов. То, что они говорят, кажется нам очень странным, поскольку мы живем в действительно многонациональной республике».

Выбор человеком религии не может быть жёстко увязанным с его этнической или культурной принадлежностью. Образ Божий, сокрытый в каждом человеке, несёт дар свободы, который никому не под силу отнять.

С этой публикации хотелось открыть в газете «Раифский вестник» рубрику, рассказывающую о святых Православной церкви из числа татар. В следующих номерах вы можете познакомиться с жизнеописанием Стефана и Петра Казанских, Федора Долголядского, царевича Петра и других. А начать рассказ хотелось бы нам с самого раннего и самого почитаемого святого — АВРААМИЯ БУЛГАРСКОГО.

Еще за триста с лишним лет до покорения Казани один булгарин по имени Авраамий обратился ко Христу и проповедовал евангельское учение своим соотечественникам.

Волжская Булгария находилась на торговых путях, связывающих Европу с Востоком, что придавало ей особое значение торговой державы — она активно торговала с Арабским халифатом, Византией, Русью. Её города превратились в крупные торговые и ремесленные центры, булгары славились своими купцами.

Один богатый и знатный купец жил в конце XII — начале XIII вв. в столице Волжской Булгарии — Болгаре Великом, и отличался необычайным милосердием. «Имеяше имение много, нищих питаше, алчущия и жаждущия напаяше, нагих одеваше, больных посещаше и всех скудных всякими потребы удовляше» — так свидетельствует о его образе жизни летопись.

По крещении святой, ради аскетических подвигов, принимает на себя железные вериги. Он не только лично исповедует, он, как подчёркнуто в житии, проповедует христианство своим соплеменникам. Он не оставляет своей профессии, но использует её для проповеди Слова Божия и милостыни для бедных. Душа его, горевшая любовью к Богу и к ближнему, не могла спокойно наблюдать духовную гибель соплеменников, и как-то раз он прямо на городской базарной площади стал призывать их к познанию истинного Бога-Христа...

Такое поведение знатного и богатого гражданина сначала вызвало недоумение у слушавших... Затем последовали увещевания, уговоры, далее угрозы, за которыми уже пошли и побои. Били «всем миром», били так жестоко, что на теле мученика не осталось ни одного неповрежденного места. Пытались заставить замолчать, отречься от Христа, но все было тщетно. Тогда его отвели за город и недалеко от берега Волги сначала четвертовали, а затем обезглавили... Так с исповеданием истинной веры на устах отошёл к своему Небесному Возлюбленному этот простой и искренний человек Божий — 1 апреля 1229 года.

Русские купцы, бывшие тому свидетелями, взяли тело своего друга и погребли на христианском кладбище. При гробе очень скоро начались знамения, которые послужили поводом к почитанию. Неполный год спустя, 9 марта 1230 года его мощи были выкуплены у булгар и перенесены во Владимир. Навстречу вышли святой благоверный князь Георгий с семьёй, епископ с духовенством, и весь народ. Честные мощи святого мученика Христова были положены в Успенском монастыре.

Вскоре Господь прославил своего угодника многими чудесами, происходившими по его молитвам у святых мощей. Было замечено, что мученик обладает особой благодатной силой предстательствовать пред Богом о больных детях, сохранились записи об исцелениях слепых. Текст акафиста мученику сообщает нам о том, что от его святых мощей исходило благоухание, а от его вериг, находившихся, как и его мощи, в Княгинином монастыре, происходили исцеления душевнобольных.

На месте же его казни забил источник чистой воды, от которого также начали исходить исцеления. Видно, что и после смерти мученик молитвенно предстательствует за своих соплеменников, как обратившихся ко Христу, так и нет — местное предание говорит, что первым человеком, получившим исцеление от этого источника, была мусульманка.

Св. Авраамий — один из тринадцати домонгольских святых Русской Церкви, канонизированных задолго до Собора 1547 года, что указывает на то, сколь важным представлялся его подвиг для нашей Церкви… С XVI века св. Авраамий Болгарский почитается покровителем Казанской паствы — после завоевания Казанского царства Иоанном Грозным недалеко от места страданий мученика Авраамия был поставлен храм, где покоилась часть его святых мощей (кисть правой руки). На самом же месте мученической кончины святого Авраамия, над целебным источником, был сооружен колодец, а рядом с ним — памятник-часовня в виде четырехгранного столба, на четырех сторонах которого помещались иконы...

В 1919 году мощи святого мученика подверглись освидетельствованию. В 1923 году Успенский монастырь был закрыт, мощи передали в музей. В 1950-х годах они были списаны из музейного хранения и по настоящее время не обретены. Ныне в возобновлённом Успенском монастыре хранится уцелевшая частица честных мощей мученика. После литургии её выносят из алтаря, давая возможность приложиться к ней богомольцам.

Богоборческая власть не пощадила памяти святого и в Болгарах (бывший Болгар Великий) — часовня у колодца на месте смерти мученика была разрушена, а сам колодец осквернен.

Милостью Божией осенью 1993 года эта часовня была отстроена заново и освящена. Вместе с нею был освящен и колодец, предварительно очищенный от нечистот и мусора, а на дне его было обнаружено два ключа чистой воды. Примечательно, что в самом городе Болгары, находящемся в полутора километрах от источника, вода отсутствует даже на глубине сорока метров.

Память мученика Авраамия свято почитается до настоящего времени не только православными. Удивительный факт: вплоть до настоящего времени паломники-мусульмане, посещающие город Болгары, приезжающие отовсюду, и даже из далекой Турции, считают своим долгом посетить источник мученика Авраамия, пострадавшего за веру православную.

Святый отче Авраамие, моли Бога о нас!

подготовила
Ильсияр Ибрагимова