Статьи


31.08.2005

Казанская богословская школа

Педагогическая деятельность представителей казанской богословской школы достойна особого исследования. Упомянем только о том, что и КДА (старая и новая), и семинария были кузницами кадров не только для Казани и епархии.

Их выпускники получали назначения в другие города России (Саратов, Симбирск и т.д.) Они пополняли ряды отечественной интеллигенции и в дальнейшем, как правило, активно занимались богослужебной, педагогической, просветительской, а некоторые научной и литературной деятельностью. При этом подчас педагогическая деятельность выходила за рамки преподавания только религиозных дисциплин. Так, преподаватели кафедры русского православия Казанского императорского университета протоиереи, профессора богословия Владимирский А.П., Зефиров М.М., архимандрит Гавриил читали студентам курсы логики, психологии. Владимирский преподавал еще немецкий и греческий языки, а Гавриил — энциклопедию «с историей» философии. КДА дала Казанскому университету адъюнкта русской словесности Сбоева В.А., который, будучи в Симбирске, преподавал немецкий язык и археологию.

В середине ХIХ — начале ХХ в.в. в Казани работала блестящая плеяда богословов, группировавшихся в основном вокруг Казанской Духовной Академии (КДА), семинарии и журнала «Православный вестник». Это архимандрит Гавриил (в миру Воскресенский) — автор первой в России шестичастной истории философии, в которой впервые же анализируется история русской философии. Он является автором и одного из первых в России социологического труда «Философия правды». Это профессор по кафедре русской церковной истории КДА Знаменский П.В., работа которого «Руководство к русской церковной истории» издавалась неоднократно, удостоена Макарьевской премии и переделана в учебник для духовных семинарий (СПБ, 1896 г.).

Продолжая перечень видных представителей, отметим профессора КДА Несмелова В.Н. — автора знаменитой двухтомной монографии («Наука о человеке», Казань,1907г.). Заслуживают упоминания и Бухарев А.М. (в монашестве Феодор), профессора КДА Бровкович (Никанор), Харлампович К.В, доцент КДА, протоиерей Смирнов А.В. и др.

Российская общественность знала казанских богословов и как просветителей. Достаточно сказать, что только в одном 8 томе Православной Богословской энциклопедии значатся имена более десяти казанских профессоров и докторов богословия.

Глубокий след в отечественной культуре оставила научно-теоретическая деятельность казанских богословов. Проблематика их исследований была чрезвычайно многообразной. Достаточно познакомиться с каталогами хранилища научной библиотеки им. Лобачевского и материалами архива РТ, чтобы в этом убедиться. Здесь можно найти печатные труды маститых авторов и рукописи курсовых сочинений студентов КДА, посвященные традиционным аспектам богословия, работы по истории, философии, истории философии, указатели статей православных журналов, например, журнала «Православный собеседник», издававшегося с 1855 года.

В середине XIX века в трудах казанских богословов зазвучали мотивы, в определенном смысле предвосхитившие социологизацию русского богословия, характерную для ХХ века. Зачинателями этих тенденций можно считать архимандрита Гавриила, А.М. Бухарева, недолго прослужившего в КДА, но оставившего заметный след в казанской школе, П.В. Знаменского и В.Н. Несмелова.

В работе «Философия правды» архимандрита Гавриила затрагивается и дается трезвый реалистический анализ целого ряда проблем социальной философии с нравственными и правоведческими акцентами. Так, в работе нашли отражение вопросы сущности общества и места человека в нем, верховной общественной власти и ее форм. Здесь же автор анализирует права и свободы людей и цель общества, которая видится ему во всеобщем благе. Затрагивает он и тему войны и мира как земных социальных феноменов, обосновывает идею отделения церкви от государства и т.д.

Едва ли не первый в начале 60-х годов XIX века выступил в печати со смелым в то время вопросом о примирении христианства с современностью А.М. Бухарев. В сборнике статей «О Православии в отношении к современности» Бухарев пишет: «Нет, духовность нашей жизни и деятельности состоит не в парениях, нехотящих знать человеческой действительности, в которую между тем нисходил ради нас Сам Сын Божий… Иначе эта духовность сделается каким-то страшилищем, которого пугаются и убегают все труждающиеся и обремененные в разнообразных человеческих нуждах и интересах». Феодор считал себя как бы призванным к тому, чтобы ставить христианство в живое отношение к современности. Эта его «горизонталь» вызвала однако неприязненную реакцию части его коллег и в конечном счете — увольнение из комитета духовной цензуры в Петербурге, членом которого он был.

Через несколько десятилетий в 1902 году к мыслям Феодора обращается профессор Знаменский, видя в них много ценного и актуального. Он разделяет идею Феодора, что христианские начала должны обнимать все человеческие состояния, все среды и порядки человеческого бытия. Отделение же этих начал так называемой светской стороны жизни, государства, политики есть явление прямо противохристианское и пагубное. Сам Знаменский осуждает безучастность церковной науки и проповеди к современной жизни, немало вредившей силе церковного влияния на общество и в прежнее время, добавляя, что теперь такая безучастность положительно невозможна. Работа П.В. Знаменского, посвященная этим проблемам, «Полемика 60-х годов об отношении православия к современной жизни», опубликованная в Казани, была перепечатана в 1906 году в московском издательстве «Свободная совесть» и немало способствовала его всероссийской известности.

В нынешних условиях кризиса коммунистической нравственности и распространения цинизма большой вклад в духовную культуру нашего общества привносят и этические размышления представителей казанской богословской школы.

Причем последние в большинстве случаев укладывались в русло поиска общечеловеческой нравственности, традиционного для развития истинной морали вообще. Казанские богословы продолжали развивать характерный для православия и русской религиозной философии этикоцентризм с его проповедью абсолютного нравственного подхода к жизни, зачастую альтруистического. В этическую оболочку облекались порой социальные проблемы, которые прослеживаются в богословских трудах. Так, архимандрит Гавриил под философией правды понимает мораль в ее применении к «опытному миру гражданских обществ», то есть нравственный аспект политических и гражданских отношений. Проблема весьма актуальна в условиях преодоления остатков и последствий этатизированной морали, в которую на несколько десятилетий было погружено наше общество.

Можно с уверенностью сказать, что ряд идей, которые определили подходы Русской Православной Церкви к социальной действительности выкристаллизовывались именно в конце XIX — начале ХX вв., и определенный вклад в это внесли казанские богословы.

Пеннер Н.Е.,
Ситницкая Е.А.,
доценты кафедры
философии КГПУ