Статьи


21.04.2007

От кого произошли эволюционисты

Продолжение. Начало в №3

Выступая в январе нынешнего года на Рождественских чтениях в Москве, Патриарх Алексий II заявил, что «никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейское учение о происхождении мира», и высказался за «приобщение учащихся к широкому кругу взглядов на принципиальные вопросы». Как отметил предстоятель РПЦ, «если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны — пусть так считают, но не навязывают этих взглядов другим».


Молодой Ч.ДарвинИЗ БИОГРАФИИ Чарлза Дарвина

Дарвин в период создания своих основных работ был человеком неверующим и увлеченным идеей общественного прогресса. «Нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни. Перед моей предсвадебной помолвкой мой отец советовал мне тщательно скрывать мои сомнения, ибо, говорил он, ему приходилось видеть, какое исключительное несчастье откровенность этого рода доставляла вступившим в брак лицам» (там же). Отец Чарльза Роберт Уоринг был масон. Умением «тщательно скрывать сомнения» он, несомненно, обладал. Сын приводит рассказ о посвящении отца. «Отец рассказывал мне о двух старинных случаях, связанных с кровотечением. Один из них произошел с ним, когда, будучи очень молодым человеком, он стал масоном. Его приятель-масон, притворяясь, будто он понятия не имеет о том сильном волнении, которое вызывает у отца вид крови, как бы непреднамеренно сказал ему, когда они направлялись на собрание [масонской ложи]: «Я полагаю, что вас не обеспокоит потеря нескольких капель крови?» Когда отца принимали в члены [ложи], ему завязали глаза и отвернули вверх рукава пиджака. Не знаю, совершается ли и сейчас подобная церемония. Отец упоминал об этом случае как о превосходном примере силы воображения, ибо он отчетливо чувствовал, как кровь тонкой струйкой стекала по его руке, и едва мог поверить своим глазам, когда затем не мог обнаружить на руке даже следа укола» (Воспоминания… Часть первая).

Иногда в литературе или в разговорах можно встретить мнение, что Ч. Дарвин до конца жизни оставался верующим. Провод этому дают отдельные его высказывания. В отличие от своих фанатичных последователей, сам он не применял к себе понятие «атеист», предпочитал называть себя «агностиком»: «Я не могу претендовать на то, чтобы пролить хотя бы малейший свет на столь трудные для понимания проблемы. Тайна начала всех вещей неразрешима для нас, и, что касается меня, то я должен удовольствоваться тем, что остаюсь Агностиком» (Воспоминания…. Часть четвертая). В поздних работах у него даже встречаются прямые высказывания о существования Бога. Так, например, 2 апреля 1873 г. он писал одному голландскому студенту: «Могу лишь сказать, что невозможность представить себе, чтобы эта величественная и чудесная вселенная вместе с нашим самосознающим «я» возникла случайно, кажется мне главным доводом в пользу существования Бога. …Наиболее верным кажется мне заключение, что весь вопрос выходит за пределы, доступные человеческому разуму».

УЧЕНИЕ — АТЕИЗМ

Эти высказывания, в которых отразились личные колебания и сомнения создателя учения о естественном происхождении всего живого, не отменяют очевидного факта, что учение его – атеизм. Математик и логик Бертран Рассел писал в своих воспоминаниях: «И все же во многих отношениях атмосфера дома была либеральной. Дарвинизм, например, считался чем-то само собой разумеющимся. Одно время, когда мне было 13 лет, у меня был очень ортодоксальный учитель из Швейцарии, который в ответ на какие-то мои слова сказал с величайшей серьезностью: «Если ты последователь Дарвина, мне тебя жалко, потому что невозможно быть одновременно дарвинистом и христианином»».

Генетическая связь дарвинизма с идейно-философскими течениями конца XVIII – первой половины XIX века может быть прослежена достаточно полно. Один из важнейших объяснительных принципов дарвинизма — борьба за существование — заимствован Ч. Дарвином у Томаса Мальтуса. «В октябре 1838 г., т.е. спустя пятнадцать месяцев после того, как я приступил к своему систематическому исследованию, я случайно, ради развлечения прочитал книгу Мальтуса «О народонаселении» и так как благодаря продолжительным наблюдениям над образом жизни животных и растений я был хорошо подготовлен к тому, чтобы оценить [значение] повсеместно происходящей борьбы за существование, меня сразу поразила мысль, что при таких условиях благоприятные изменения должны иметь тенденцию сохраняться, а неблагоприятные — уничтожаться. Результатом этого и должно быть образование новых видов. Теперь, наконец, я обладал теорией, при помощи которой можно было работать».

...Дарвинизм, хотя и является по своему генезису и содержанию атеистической идеологией, намеренно направленной против христианского вероучения, однако имеет одну отличительную особенность: он претендует на признание его в качестве научной теории. Желание выдать себя за науку объясняется тем авторитетом, какой приобрела наука за последние четыре века. Другие богоборческие учения также хотели придать себе научную значимость. Старшее поколение хорошо помнит словосочетания «научный коммунизм», «научный атеизм», «научная идеология».

Сейчас, по прошествии полутора столетий, можно во всех подробностях воспроизвести историю «великой революции», произведенной Ч.Дарвином. Он писал: «Я вполне убежден, что виды не неизменны и что все виды, принадлежащие к тому, что мы называем одним и тем же родом, — прямые потомки одного какого-нибудь, по большей части вымершего вида, точно так же как признанные разновидности одного какого-нибудь вида — потомки этого вида. Кроме того, я убежден, что Естественный Отбор был самым важным, но не единственным средством модификации»

«ПРАДЕДЫ» ЭВОЛЮЦИОНИСТА

В 1868 году Дарвин опубликовал труд Изменения животных и растений в условиях одомашнения. Автор придавал этой книге большое значение: «В конце этого труда я привожу свою гипотезу Пангенезиса, которую так основательно разругали. Непроверенная гипотеза представляет небольшую ценность или и совсем не имеет ее; но если со временем кому-нибудь придется заняться наблюдениями, которые могли бы подтвердить какую-нибудь из подобных гипотез, то я окажу ему добрую услугу, так как при помощи моей гипотезы можно связать воедино и сделать понятными поразительное количество изолированных фактов». Согласно гипотезе Пангенезиса, признаки и свойства родителей передаются потомству посредством мельчайших зародышей — геммул, поступающих в половые клетки из всех других клеток организма. При развитии нового организма геммулы дают начало такого же рода клеткам, какими они образованы. Гипотеза оказалась совершенно ложной, как это показала генетика.

Центральным в дарвинизме является попытка эволюционного объяснения происхождения человека: «Таким образом, мы приходим к выводу, что человек — потомок волосатого, хвостатого, четвероногого существа, по всей видимости, жившего на деревьях и безусловно обитателя Старого Света».

«Таким образом, мы приходим к выводу, что человек — потомок волосатого, хвостатого, четвероногого существа, по всей видимости, жившего на деревьях и безусловно обитателя Старого Света».

На какой же теоретической и эмпирической базе делается попытка оправдать гипотезу, претендующую на столь фундаментальное «открытие»? Обоснование делается на основе кажущегося сходства строения, жизнедеятельности и поведения человека и обезьян (гомология).

В научном отношении этот аргумент не имеет абсолютно никакой истинности. Сходство не свидетельствует о происхождении одного от другого: человека и обезьяны от единого предка. Мир един, потому что создан единым Творцом. Великий ученый Карл Линней (1707-1778), создавший системы растительного и животного мира, с изумлением увидел единую Божественную творческую силу. В «Системе природы» он пишет: «Вечный, беспредельный, всеведущий и всемогущий Бог прошел мимо меня. Я не видел Его лицом к лицу, но отблеск Божества наполнил мою душу безмолвным удивлением. Я видел след Божий в Его творении; и везде, даже в самых мелких и незаметных Его произведениях, что за сила, что за мудрость, что за неизреченное совершенство! Я наблюдал, как одушевленные существа, стоя на высшей ступени, связаны с царством растений, а растения, в свою очередь, с минералами, которые находятся в недрах земного шара, и как сам шар земной тяготеет к солнцу и в неизменном порядке обращается вокруг него, получая от него жизнь».

«ЗАТЕРЯННЫЙ» МИР

Особенно много усилий прилагали последователи Ч.Дарвина в поисках так называемых архантропов, чтобы заполнить лакуну между обезьяной и человеком. Первые десятилетия после рождения дарвинизма подъем был особенно велик.

С точки здравого смысла кажется трудно объяснимым, почему так горячо было желание найти «переходные звенья» и доказать свое родство с «волосатым, хвостатым, четвероногим существом». Особая эйфория была с так называемым питекантропом. Молодой голландский военный врач Эжен Дюбуа в 1891 г. на о.Ява в долине р. Бенгаван, близ сел. Триниль на глубине 1 метра нашел 3-й коренной зуб, похожий на человеческий, а в расстоянии одного метра от него, на том же уровне верхнюю часть черепа. Годом позже (1892 г.), в 45 футах от того места, выше по реке им была найдена бедренная кость, весьма похожая на человеческую. Впоследствии найден был еще один коренной зуб. Все это, по мнению Дюбуа, принадлежало одной и той же особи – человекоподобной обезьяне. В 1895 году, когда Э.Дюбуа привез свои находки в Европу, крупнейший немецкий патологоанатом и антрополог Рудольф Вирхов (1821-1902) идентифицировал фальшивку: черепная коробка принадлежит гиббону, а бедренная кость — человеческая.

Эрнст Геккель, известный фальсификаторЭ.Геккель дал ему название питекантpоп (греч. pithekos обезья-на; anthropos – человек; обезьяночеловек). Он даже не догадывался, насколько это соответствовало реальности. Ведь «явайский человек», действительно, «обезьяночеловек» (черепная крышка гиббона, а бедренная кость человеческая). Лишь в 1940 году перед смертью Э. Дюбуа признался, что верхняя часть черепной коробки «питекантропа» на самом деле принадлежала большому гиббону.

Младший современник этих событий Гилберт Кит Честертон (1874 — 1936) так передает свои впечатления о тех волнениях, которые были в связи с находкой питекантpопа: «Как я заметил, нелегко завести обезьяну и смотреть, превратится ли она в человека. Опыта поставить нельзя; казалось бы, тогда скажи, что такое превращение вероятно. Но ученому этого мало — он добывает свою кость или кучку костей и высасывает поистине удивительные вещи. Например, он нашел на Яве часть черепа, судя по форме, поменьше, чем у человека, а неподалеку — человеческую голень и нечеловеческие зубы. Если все это принадлежит одному и тому же существу (что не доказано), нам не так уж легко его себе представить.

Но популярная наука легко и быстро создала законченнейший образ. Мы говорим о питекантропе, словно он обычный исторический деятель, вроде Питта или Фокса, или Наполеона. В популярных книгах об истории мы видим его портреты рядом с портретами Карла I или Георга IV. Все приметы его перечислены, все волоски сочтены, и, если мы ничего о нем не знаем, мы никогда не подумаем, что перед нами только часть черепа, голень и зубы. О нраве его говорят так, словно прекрасно с ним знакомы».

В декабре 1912 года в Королевском геологическом обществе было сделано официальное сообщение о находке в Пилтдауне останков переходного типа между обезьяной и человеком! Ч.Даусону пришла мировая слава. Его трижды посетил писатель А.Конан-Дойль, готовивший книгу «Затерянный мир».

Еще в начале этой истории некоторые специалисты высказывали сомнения в пилтдаунском человеке (антрополог Рэй Лэнкестер и профессор анатомии Дэвид Уотерстон). В 1949 году начались активные исследования костей эоантропа и костей животных, найденных вместе с ним. Принадлежавшие эоантропу каменные орудия имели возраст 2-3 тысячи лет! Специальным красителем были окрашены все находки в тона, соответствующие цвету железистых гравиев.

Новые исследования костей в 1953 показали, что человек из «пилтдаунского человека» является фальшивкой. Нижняя челюсть принадлежала шимпанзе и была вместе с обломками второго черепа (принадлежавшего современному человеку) окрашена двухромовокислым калием. Зубы на челюсти оказались специально подпиленными. В 1953 году Всемирный конгресс палеонтологов, собравшийся в Лондоне, объявил, что найденный в 1912 году череп «пилтдаунского человека» — эоантропа, является подделкой.

Известно еще одно предложение — Эрнста Геккеля.

Исходной точкой он брал стадию эмбрионального развития, которую он назвал гаструлой. Геккель утверждал, что эта стадия повторяет собой некоего общего прародителя всех Metazoa, т. е. многоклеточных животных. «Закон» этот наукой отвергнут. Учебники, справочники, телевизионные передачи и по сей день пытаются навязать нам очередную версию насквозь фальшивой теории рекапитуляции, что онтогенез повторяет филогенез. Если говорить проще, они считают, что зародыш человека в своем развитии проходит все стадии эволюции: рыбы, амфибии, рептилии и т.д. Но наука опровергла эту теорию уже несколько десятилетий назад. Собственно говоря, теория эта была построена на сфабрикованных рисунках, и уже сто лет тому назад было известно, что рисунки эти особым образом отретушированы. Но, тем не менее, именно эти иллюстрации до сих пор можно увидеть в учебниках биологии и в телевизионных передачах...

Фальсификация всех времен

Ситуация совершенно уникальная. В истории естественных наук нет ни одного примера превращения гипотезы в фундаментальную научную теорию, минуя доказательства.

Представители логического позитивизма в качестве критерия демаркации науки и не-науки выдвинули принцип верификации (лат. verificatio – подтверждение). Этот принцип формулировал критерий демаркации научного знания: утверждение научно только в том случае, если оно верифицируемо, т.е. сводимо к протокольным предложениям, и его истинность устанавливается наблюдением; если же предложение неверифицируемо — оно не принадлежит науке. Карл Поппер показал недостаточность этого принципа. Он предложил в качестве критерия демаркации метод фальсифицируемости (лат. falsus – ложный): только та теория научна, которая может быть принципиально опровергнута опытом. «Это означает, что мы не должны требовать возможности выделить некую научную систему раз и навсегда в положительном смысле, но обязаны потребовать, чтобы она имела такую логическую форму, которая позволила бы посредством эмпирической проверки выделить ее в отрицательном смысле: эмпирическая система должна допустить опровержения ее опытом (К.Поппер. Логика… , с. 38). Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если их можно систематически подвергать проверкам, результатом которых может быть их опровержение. Дальнейшие работы в области логики науки показали, что предложенный принцип есть вариант принципа верификации.

Итак, критерием науки является система знаний, которые могут быть подтверждены или опровергнуты. Насколько эволюционизм отвечает логическим критериям науки? Вместо аналитического описания – реконструкция. Итоговое знание всегда получается гипотетическим (гипотеза — недоказанное утверждение). Выдвижение гипотез является необходимым этапом формирования научного знания. Но если определенная гипотеза является принципиально неверифицируемой, если ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть, то она никогда не будет иметь статуса научного знания. Это и произошло с эволюционизмом.

иеромонах
Иов (Гумеров)


РПЦ ВЫСТУПАЕТ ЗА АЛЬТЕРНАТИВУ ДАРВИНИЗМУ В ШКОЛАХ

Дарвинизм не должен преподаваться в школах как безальтернативная и единственная научная гипотеза происхождения мира и человека, считает секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) священник Михаил Дудко.

«Разумеется, эта теория имеет право на преподавание, но только не как безальтернативная и единственная научная картина происхождения мира», — сказал он, комментируя проведение в Санкт-Петербурге первого в России судебного слушания по иску школьницы против преподавания теории Дарвина.

«Разумеется, она (эта гипотеза) входит в противоречие с христианским мировоззрением, которое утверждает, что мир был создан, а не произошел путем естественной эволюции и постепенного превращения неживой материи в живую, а затем эволюции до человека, обладающего сознанием», — добавил священнослужитель.

Он отметил, что верующие имеют право на то, чтобы их точка зрения была представлена в школьных учебниках.

Собеседник агентства призвал учитывать и то, что теория Дарвина долгие годы являлась элементом атеистической идеологии. «Об этом надо говорить сегодня», — считает Дудко.

«Конечно, предпочтительнее решать эти вопросы без обращения в юридические инстанции. Но и такая форма отстаивания своих прав может иметь место», — добавил представитель ОВЦС МП.

Судебные процессы против навязывания учащимся до сих пор не доказанной теории Дарвина, которую опровергают многие видные биологи, проходили в ряде стран мира. И многие из них были выиграны «антидарвинистами». В Европе и США в наше время широкое распространение получил «креационизм», последователи которого утверждают, что мир и человек созданы Творцом.

Продолжение. Начало в №3