Статьи


28.09.2007

Символ веры

Как мы и обещали, «Раифский вестник» начинает публиковать историю и настоящую жизнь «библейских» растений. Итак, начинаем...

 

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

От Матфея,
13:31-32
Использование семян горчицы для получения растительного масла, приготовления специй и применения в качестве лекарственного средства известно с библейских времен.

В мире существует три вида горчицы, семена которых используются для получения масла и приготовления столовой горчицы. Они имеют много общих морфологических и биологических признаков, а видовые отличия связаны с различными условиями их происхождения и возделывания. Все они относятся к роду Brassica, который состоит более чем из 150 видов однолетних и многолетних, культурных и диких растений. Тот вид, о котором идет речь в Библии, называется белая горчица. Именно это растение происходит из стран Средиземноморья, откуда оно распространилось почти по всем странам северного полушария, в Америку, Японию, Индию.

Белую горчицу стали возделывать на юге Европы в XVIII веке под названием английской горчицы. Эта высокая однолетняя трава в диком виде до сих пор растет вокруг Кинерета — самого большого озера и главного пресного водоема Израиля, находящегося в восточной части Нижней Галилеи, в 200 км от Иерусалима между холмами Галилеи и Голанскими высотами на 212 м ниже уровня моря. Во времена земной жизни Иисуса берега озера были заселены множеством народа. Здесь стояли обнесенные стенами города Генисарет, Капернаум, Тиверия и много мелких поселений. Здесь же, на берегах Кинерета и в его ближайших окрестностях, некогда произошла большая часть событий, описанных в четырех Евангелиях. Поэтому мы вправе считать Генисаретское озеро колыбелью христианства и с полным основанием можем называть его Евангельским морем.

У себя на родине белая горчица достигает высоты 1,5-2 м. Стебель, листья и плоды покрыты жесткими волосками; листья лировидные, перисто-раздельные, с неравномерно-крупнозубчатыми долями. Цветки желтые, с четырехлистной чашечкой и четырехлепест-ковым венчиком, собраны в кистевидное, многоцветковое соцветие с сильным медовым запахом. Плод — стручок, оканчивающийся широким мечевидным носиком. Содержит 4-7 шаровидных семян желтой или кремовой окраски, с гладкой поверхностью, диаметром 1,5-2 мм.

20,98 Kb

Семена горчицы столь малы по размеру и весу, что вошли даже в разговорный язык евреев как образ чего-то очень малого, незначительного, не имеющего ценности. Возможно, поэтому Иисус образно использует пример горчичного зерна в притче о приближающемся Царстве Небесном, которое неприметно и почти неощутимо начинает свое становление, но при этом обладает такой силой, что способно подчинить себе весь мир. Используя этот всем понятный и доступный образ, Иисус говорит и о том, что все величайшие свершения могут начинаться очень скромно. Подобным же образом горчичное зерно символизирует сущность и силу веры, которой подвластны величайшие дела: «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (От Матфея, 17:20).

Слова притчи о том, что крошечное семя горчицы становится деревом, в ветвях которого укрываются птицы небесные, можно понимать по-разному.

Во-первых, в переносном смысле, как одно из образных выражений, столь любимых на Востоке, где типичным символом великого царства было могучее дерево, а подвластные народы, нашедшие убежище и защиту под его покровительством, символически изображались в виде птиц на его ветвях.

Во-вторых, буквально, исходя из того, что у себя на родине в Галилее, в благорастворенном климате и на плодородной почве горчица белая достигает весьма высокого роста и необыкновенно широко распространяет свои стебли, а местные птицы имеют обыкновение, сидя на растениях, лакомиться ее семенами.

В-третьих, не следует забывать и о том, что, согласно библейской традиции, растение, которое выпускает листья из надземных стеблей или стволов, считается деревом.

И.Н. Сокольский,
«Прекрасные растения Библии»
см. также