Статьи


27.06.2008

Библейские травы

"Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою". Бытие, 3:17-18

Раифские цветники: библейских сорняков тут не найти!

Слово «волчцы» употребляется в Библии исключительно во множественном числе и вместе со словом «терние». Означают эти два слова весьма часто всякую бесполезную, вредную, негодную растительность. Они не относятся к каким-либо определенным растениям, а, как это часто бывает в Священном Писании, являются собирательным названием целого ряда колючих сорных растений, произрастающих по всему Израилю, но с особым рвением селящихся на пустынных местах, небрежно обрабатываемых или вовсе заброшенных пашнях и виноградниках...

Большинство ботаников, исследующих растения Библии, расходятся во мнении относительно того, какие растения можно отнести к этому сборному названию. Ниже пойдет речь о тех растениях, принадлежащих к семейству сложноцветных — Asteraceae (Compositae), которые называются чаще всего и непременными признаками которых являются наличие колючек и способность засорять посевы.


Notobasis syriaca L. Cass. (Cirsitim syriacum L. Gaertn.) относится к растениям, более известным у нас под названием бодяк (осот). У себя на родине называется просто сирийской колючкой.

Centaurea procurrens Sieb., василек, многолетнее травянистое растение высотой 20-50 см. Толстые сероватые листья в прикорневой розетке сильно рассечены. Стеблевые листья цельные, с волнистыми краями. Растет как сорняк в посевах пшеницы, ячменя. Образует самостоятельные заросли в песках пустыни Негев.

Cynara scolymus L., артишок посевной, иерусалимский артишок, садовый артишок и др. По внешнему виду сходен с чертополохом, особенно в пору цветения. Это многолетнее травянистое растение со слабоветвистыми стеблями, высотой 1-1,5 м.


Осот - сирийская колючка

Centaurea procurrens Sieb, василек обыкновенный

Silybum marianum L. Gaertn., расторопша пятнистая

Артишок

Уже в IV веке до нашей эры артишок был распространен как лекарственное средство и продукт питания. Древние греки и римляне высоко ценили его за свойство сока, выжатого до цветения растения, укреплять редеющие волосы, а также за благоприятное влияние на пищеварение. По тем временам это еще редкое культурное растение было пищей королей и богатых людей и воспевалось римскими писателями исключительно в превосходной степени. Арабы как носители культурного наследия античности способствовали развитию этих знаний, применяли в медицинских целях еще и сок листьев. В Европу этот стройный красавец проник через страны Среди-земноморья, где он рос среди посевов как злокозненный сорняк. Оказалось, что у артишока имеется множество других, вечно актуальных и полезных качеств. Не случайно, завезенный в Россию по указанию Петра I, он первоначально выращивался и как декоративная, и как лекарственная культура.

В Германии корни и листья артишока были оценены как лекарственное средство. Иеронимус Бок опубликовал в 1630 году его подробное описание и указал на силу и действие экстракта: «Служит для излечения засоренной печени и почек, а также водянки». В XVIII веке многие европейские доктора восхваляли его эффективность при лечении желтухи, печеночной недостаточности и как диуретическое средство при отеках различного происхождения.

В наше время препараты, полученные из артишока, применяются в качестве вспомогательного средства в комплексном лечении мочекаменной и желчнокаменной болезней, гепатита, атеросклероза, аллергии, различных форм псориаза, экзем. Экстракт артишока cнижает токсическое действие некоторых лекарств на печень. Считается, что растение полезно употреблять в пищу пожилым людям для улучшения самочувствия и снижения холестерина.

Съедобная часть артишока — бутон соцветия, точнее, его мясистая нижняя часть и сочные лепестки околоцветника. Для приготовления различных деликатесных блюд срезают полностью развившиеся бутоны размером с кулак, вместе с небольшой частью стебля.

Silybum marianum L. Gaertn., расторопша пятнистая.

Латинское родовое название растения — Silybum — происходит от греческого слова, которое переводится как «кисточка». Видовое же название дано в честь Девы Марии. Имя Богоматери упоминается в названии этого растения на многих европейских языках, в том числе и в России, где его называют остро-пестро или колючник, а также марьины колючки, марьин чертополох. Это связано с легендой о том, что белые пятна на зеленых листьях расторопши — молоко Божией Матери.

Родина растения :— страны Средиземноморья. На юге России часто встречается как одичавшее растение вблизи жилья или как сорняк в посевах, на огородах, в садах.

Как лекарственное растение расторопша была известна еще в древности, она упоминается в числе лечебных средств в работах знаменитого греческого врача Диоскорида и классика античной медицины.

Куколь обыкновенный

Нельзя обойти молчанием и еще одно часто встречающееся в Библии растение, обильно заполоняющее возделанные поля. Это весьма распространенный на всем Ближнем Востоке, за исключением пустынь, сорняк Agrostemma githago L. — куколь обыкновенный из семейства Cqryophyllales — гвоздичных. Родовое название растения происходит от двух греческих слов: agros — «поле» и stemma — «венец». Здесь уместно будет упомянуть о том, что очень похожее название носит повседневная одежда монаха византийского обряда: облегающий голову черный (у патриарха белый) капюшон с тремя концами, который называется ку-куль, куколь или кокуль. В Русской православной церкви кукуль вытеснен клобуком, только патриарх носит белый кукуль (клобук). Официально русские монахи приняли кукуль во второй половине XVII века.

Терние и волчцы были присуждены Богом земле, обреченной проклятию вследствие грехопадения прародителей, но не следует думать, что они появились на ней только после изгнания людей из рая. Конечно, они были созданы Богом раньше, но совсем для других целей — для животных и насекомых, которым они были на пользу и во благо. Но теперь они будут повсюду создавать трудности человеку, как память о грехе, преследующая его и в делах, и в удовольствиях.

И.Н. Сокольский,
"Прекрасные растения Библии"

см. также