Статьи


18.04.2009

Весенняя песня леса

Закончилась пора весенней капели. Снег на крышах растаял. Ночью еще обычны заморозки, но весна уже прочно вступила в свои права. Самая верная примета — прилетели птицы.

В этом году прилет очень дружный. Почти одновременно появились скворцы, жаворонки, зеленушки, чибисы. Но что довольно интересно, вслед за грачами 27 марта появилась в небе над заповедником серая цапля. Все водоемы были еще подо льдом, в полях кругом лежал снег, о лужах и весенних разливах не могло быть и речи. Но цапля прилетела! Зов родной земли настолько силен, что птицы летят на север, не заботясь об еде и тепле, лишь бы скорее добраться до родины и занять участок для гнезда. А здесь еще не успели отлететь к себе наши зимние гости. Вот и слышны негромкое посвистывание и скрип снегирей и нежные трели свиристелей, на фоне громкого бодрого пения зябликов и нескончаемых песен летящих высоко в небе жаворонков.

Весной обычно возвращение холодов. Правда, зачастую — это ночные заморозки. Бывает и снег выпадает. Но это уже не имеет для возвращающихся домой птиц никакого значения. Те же птицы, что круглый год живут в наших лесах, давно начали свои брачные игры. Глухари еще в конце февраля стали бродить по токовищу, распустив крылья, оставляя рядом с отпечатками лап полосы на снегу. «Чертит глухарь», — говорят охотники. Сейчас в заповедном лесу самый разгар тока у глухарей. Здесь буквально в десяти километрах от миллионного города ранним утром, еще в полной темноте, в сосновом бору, распустив хвост и вытянув вверх шею, поют свою песню глухари. Песня глухаря — звонкое щелканье и шипящий скрежет, слышный на сотни метров. Но сколько могучей, древней силы в этих звуках! Глухарные тока в заповеднике несколько десятков лет располагаются в одних и тех же местах.

Фото Евгения Прохорова

Фото Евгения Прохорова

20,95 Kb

В жизни зверей так же происходят большие перемены. После зимней спячки выбрались из нор барсуки. Весной повсюду земля еще влажная и отпечатки их следов, чем-то напоминающие маленькие медвежьи, часто встречаются на лесных просеках. Много приходится бродить барсуку по ночному лесу, чтобы найти достаточно корма для восстановления сил после спячки. Всюду их покопки. Это барсуки достают из-под земли червей, личинок майского жука и прочую живность.

Проснулись и ежи. Они так же, как и барсуки, активны по ночам, и встретить их можно только в сумерках.

Проснулись и енотовидные собаки. Их еще до войны завезли к нам с Дальнего Востока. С тех пор они живут здесь и стали неотъемлемой частью животного мира нашей республики. О целесообразности акклиматизации енота, так в народе называют этого зверька (что в корне неверно), ученые спорят до сих пор. Но слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. Так и с енотовидной собакой — из наших лесов ее уже не изъять. Зверь этот очень интересен — о нем я расскажу в ближайшем номере газеты.

Несмотря на то, что в лесу еще лежит снег, уже появилось новое поколение у кабанов. Поросята, которых бывает больше десятка, отлично чувствуют себя в гнезде. Я не оговорился. Свинья строит из стеблей камыша, крапивы и тонких веточек ели настоящее гнездо, чем-то напоминающее гнездо орлана, но у него оно находится высоко на дереве, а у кабана — в укромном месте на земле.

У зайцев тоже появились зайчата. Первый помет зайчат называют в народе настовичками. Наст в это время года — обычное дело.

Но как только на пригорках и склонах оврагов сойдет снег, в лиственном лесу появляются подснежники — хохлатка. За ней — ветреница лютичная раскрывает свои желтые цветы, которые словно сотни маленьких солнышек загораются в лучах настоящего солнца.

В сосновых борах расцветает сон-трава. Многие именно этот цветок называют подснежником. Нет такого растения — подснежник. Просто люди в разных регионах нашей России называют первые цветы подснежниками. Это самые разные растения. И у всех у них одна участь. Их нещадно вырывают. Собирают букеты первых цветов. Это можно понять. После зимы так приятно подержать в руках живой букетик... Но в результате в окрестностях Казани уже не встретишь сон-траву в лесу, хотя вокруг сосновых лесов, где когда-то цвели эти растения, предостаточно. Только благодаря заповедному режиму сохранилась сон-трава в Раифе.

Первые весенние цветы. Чистец, селезеночник, белокопытень — немногие знают эти растения. По цвету — они так же на первых проталинах. Кстати, о проталинах. Волжско-Камский заповедник состоит из двух участков: Раифского и Сараловского. Расстояние между ними около ста километров. Весна в расположенный южнее Сараловский участок приходит почти на неделю раньше. В РАифе еще лежат клочья последнего снега, и хохлатка только набирает бутоны, а в это время в Саралах земля уже сплошь покрыта синими цветами то же хохлатки.

Евгений Прохоров,
начальник отдела экологического просвещения
Волжско-Камского заповедника